Вода в тексте

Вода в тексте: что это такое, как ее определить, и какая должна быть норма

Полезная и нужная информация – это то, за что мы ценим сетевой контент. Создавая запрос в поисковой строке, мы ждем точного и развернутого ответа на вопрос, а не бесполезной «воды».

Вот такая вода в тексте часто является серьезной проблемой не только для читателей, но и для начинающих авторов – копирайтеров и рерайтеров, которые нередко льют ее мегалитрами.

Поэтому сейчас мы с вами разберемся, почему тонет и расплывается текст и как его «высушить».

Что такое «вода» в тексте

Понятие «вода» существовало задолго до появления интернета. Оно издавна использовалось филологами, редакторами и учителями для обозначения слов и фраз, которые, не влияя на содержание текста, замусоривают его и затрудняют восприятие.

Если выкинуть эти слова, смысл написанного не изменится. Правда, лучше от этого текст может и не стать, так как вода часто не дополняет, а заменяет содержательную часть.

Например, вот предложение: «Нет никакого сомнения, что если вы где-нибудь читали об уникальности и пользе русской бани, и, возможно, даже мечтали когда-нибудь стать счастливым владельцем этого удивительного и неповторимого изобретения талантливых русских мастеров, то, конечно, знаете о ее непревзойденных лечебных свойствах».

Если из этого предложения отжать воду, то не останется ничего, кроме банальной истины: «Русская баня полезна». Да и то автор уверен, что читатель и так об этом знает. Зачем же тогда нужно было тратить столько букв?

С появлением интернета и сетевого контента уровень воды стал важным показателем качества текста, и копирайтеры, рерайтеры и другая пишущая братия должны это учитывать. В сфере IT «вода» — это соотношение несущих смысловую нагрузку слов и малозначимого словесного мусора, которое выражается в процентах.

вода из крана

Что увеличивает количество воды в тексте

Одна из главных сложностей начинающих (и не только) создателей контента – это определение слов и фраз, которые увеличивают количество «воды».

Большинство из них в устной речи вообще не замечаются, они как бы проскакивают мимо сознания и горящего, и слушающего, то есть просто создают шумовой эффект – и все. Выделяют четыре группы слов и словосочетаний, увеличивающих водность текста.

Стоп-слова

Это самая многочисленная группа слов и фраз, ухудшающих качество контента. Такие слова не только заставляют «спотыкаться» читателей, но и мешают продвижению текста в рейтинге поисковых систем.

Их программы определяют стоп-слова как бесполезный мусор, поэтому переполненному ими контенту не попасть на верхние строчки в поисковой выдаче, а сайту – в ТОП.

К стоп-словам относится следующее:

  • вводные слова и словосочетания: «конечно», «несомненно», «как правило», «тем не менее» и другие;
  • местоимения: личные («он», «они», «вы», «мы» и др.), неопределенные («какие-нибудь, «что-либо», «когда-то» и т. д.), указательные («тот», «такие», «этот» и т. д.);
  • некоторые предлоги: «от», «для», «без», «по», «на»;
  • прилагательные, не несущие смысловой нагрузки: «уникальный», «бесподобный», «потрясающий» и т. д.;
  • штампы и часто употребляемые выражения: «высокий профессионализм», «динамично развивающаяся компания», «несомненная выгода» и т. д.;
  • глаголы в страдательном залоге: «освещается (чем-то)», «забиваются (кем-то)», «подписываются» и т. д.;
  • отглагольные существительные: «рассмотрение (предложения)», «забивание (гвоздей)» и др.

Что будет, если совсем убрать все стоп-слова? Текст, скорее всего, понравится поисковым роботам, а вот читатели его не оценят. Он будет сухой, скучный и мертвый – машинный. Поэтому избавляться от стоп-слов тоже нужно с умом, и не от всех.

«Красивости»

Статья, которая должна нести полезную информацию, не нуждается в излишнем украшательстве. Часто неопытные копирайтеры возмущаются таким ограничением и считают, что пишут красиво.

Возможно, и красиво, но не про то. Словесные кружева не несут смысловой нагрузки, поэтому увеличивают количество воды. К категории «красивостей» относится следующее:

  • лишние прилагательные, которые используются только для украшения текста;
  • вводные и придаточные предложения, усложняющие понимание смысла;
  • не требующие ответа риторические вопросы;
  • предложения-гусеницы, растягивающиеся на целый абзац; когда такое предложение дочитываешь до конца, то забываешь, что было в начале.

Вот пример такого предложения. Красивым его не назовешь, но и понятным тоже.

пример воды в тексте
Пример текста, который сложно читать.

Текст «не в тему»

Это как раз классическая вода, когда целые куски текста не имеют содержательной ценности и написаны для того, чтобы «сделать красивее» или увеличить объем – количество знаков.

Если учесть, что копирайтеру платят именно за них, то подобный прием не только портит текст, но свидетельствует о недобросовестности и некомпетентности автора. Потому что еще одной причиной появления пространных рассуждений «ни о чем» является недостаток информации по теме.

В информационных статьях в ряде случаев небольшие отступления от темы допустимы. Например, вводная часть об истории вопроса или явления.

И то, если таких отступлений много, то читатель закрывает страничку сайта, так и не добравшись до сути. А в тексте, который должен ответить на конкретный вопрос, вообще не имеет смысла делать пространные отступления. Качество его от этого снижается, так же как и рейтинг сайта.

Лишние ключевые слова

В SEO тексте, оптимизированном под требования поисковиков, необходимы ключи – слова и целые фразы из запросов пользователей. Ориентируясь на эти ключи, поисковые роботы продвигают текст в выдаче, без них на первую страницу, тем более на верхние строчки попасть сложно.

Но часто ретивые копирайтры, слишком увлекаясь оптимизацией, вставляют в текст столько ключей, что за ними, как за теми деревьями, леса не видно. Получается переспам (классическая или академическая тошнота), который тоже добавляет в текст воды и плохо влияет на его качество.

Вот пример такого текста.

переспам текста
В тексте явный переспам ключевыми словами. Это негативно сказывается на поисковой оптимизации.

Возникает серьезное противоречие. С одной стороны, вода портит текст, понижает его рейтинг «в глазах» поисковых роботов, мешает читателям докопаться до сути. С другой – слишком сухой текст неинтересно читать, он не цепляет, не привлекает читателей, а иногда и становится безграмотным.

Попробуйте убрать все предлоги? Это противоречие разрешить несложно, если знать, сколько воды допустимо в тексте.

Сколько можно налить водички

Никто не требует от авторов текстов полностью убрать из них всю воду, но ее норму знать надо. Существует несколько программ, которые определяют процент воды в тексте.

Они используют разные алгоритмы обработки информации, поэтому результаты проверки будут разные, так же как и величина нормы. Чаще всего для проверки водности используют три программы.

Glvrd.ru – этот сервис позволит очистить текст от словесного мусора и излишних стоп-слов. Добейтесь минимальной оценки в 7-7,5 баллов. Рекомендую занести главред в закладки и все тексты прогонять через него.

glvrd.ru

Istio.com – это самая терпимая и доброжелательная программа. Ну, по крайней мере, у моих текстов она обнаруживает воды меньше, чем другие. Нормой по Isio считается количество воды от 30 до 65% — очень комфортно, особенно для начинающих авторов. Видимо, поэтому заказчики редко предлагают проверять тексты этой программой.

istio.com

Advego. com — это программа биржи копирайтеров Advego, с помощью которой можно проверить и уникальность текста, и сделать его полный СЕО анализ. Наряду с другими показателями, определяется и уровень воды. По Advego нормальная «водность» текста допускается тоже до 65%, хоть эта программа довольно въедливая и строгая. Зато она заодно посчитает и укажет все повторы, стоп-слова, выделит семантическое ядро, проверит уровень «тошнотности» и определить уникальность текста.

advego.com

Text.ru – программа одноименной биржи делает комплексную проверку, в которую входит уникальность текста и seo-анализ – уровень воды и количество спама. Эта программа считает нормой количество воды до 17%, но относится к текстам щадящее. Ее главное преимущество в том, что она помечает все слова, повышающие уровень воды голубым цветом, и такой текст потом удобно «подсушивать».

text.ru

Если же количество воды превышает допустимую границу нормы, текст нужно доработать, отредактировать и «высушить».

Как убрать лишнюю воду

Задача убрать из текста лишнюю воду и одновременно не «пересушить» текст кажется сложной только на первый взгляд. Убирать подряд все стоп-слова, местоимения и предлоги – не лучший вариант, поэтому я хочу предложить вам несколько советов.

  1. Составьте план. Это поможет вам сориентироваться в материале и не «растекаться мыслью по древу», постепенно подбираясь к сути текста. План не только структурирует материал, но и позволяет не допустить в текст ничего лишнего, не связанного с темой.
  2. Используйте списки там, где они уместны. Четкие формулировки отдельных позиций поневоле заставят вас забыть о вводных словах и лишних прилагательных.
  3. Избавьтесь от штампов и растиражированных фраз. Это сделать сложно, так как они на слуху и в текст залетают спонтанно. Советую провести небольшой тренинг. Читая тексты на разных сайтах, старайтесь замечать все эти: «высокое качество и низкие цены», «большинство из нас знают», «высококвалифицированные специалисты» и т. д. Каждый раз, встречаясь с подобной фразой, презрительно говорите «Фу!» и записывайте штамп в блокнотик. Такое нехитрое упражнение очень быстро отучит вас использовать их в тексте.
  4. Сортировка стоп-слов. Полностью избавляться от них нельзя, чрезмерное усердие может сделать ваш текст невменяемым. Поэтому нужно очень осторожно, но решительно убирать ненужное. Например, лишние предлоги и союзы. Вот предложение: «Купив этот тренажер, вы сможете и развить свои мышцы, и укрепить свое здоровье, и получить ни с чем не сравнимое удовольствие». Без колебаний выкинете два первых союза «и», местоимения «свои», «свое» (Чье же еще здоровье вы будете укреплять?), а «ни с чем ни сравнимое» и вовсе не к месту. Не забывайте «просеять» и вводные слова, совсем от них избавляться не стоит, так как они создают эффект устной речи и доверительной беседы.
  5. Работа со структурой предложения. Старайтесь по минимуму использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Если видите, что созданная вами конструкция слишком сложная, разделите предложение на 2–3 самостоятельных. Это не только облегчит восприятие текста, но и сократит количество предлогов, местоимений, а, значит, и воды.
  6. Будьте внимательны к лексике. Убрать лишнюю воду вам поможет избавление от повторов. Одни и те же и однокоренные слова не должны употребляться в соседних предложениях, поэтому старайтесь заменять их синонимами. Если их не находится, то переделайте структуру предложения. Кроме повторов, нужно еще не забывать сокращать количество отглагольных существительных, глаголов в страдательном залоге и лишних прилагательных. Красивые метафоры тоже надо употреблять дозировано.

В заключении

Подводя итог, хочу сказать вот что: борьба с водой не является самоцелью. Основная задача тех, кто заполняет сайты, пишет статьи в блоги и описания товаров для интернет-магазинов, сделать свой контент полезным и востребованным.

А уж если его будет еще легко и интересно читать, так это вообще здорово. Тогда читатель не станет задумываться о том, сколько воды в этом тексте, а скажет: «Пиши еще, автор!»

6 thoughts to “Вода в тексте: что это такое, как ее определить, и какая должна быть норма”

  1. Отличная статья! Интуитивно фильтровала тексты, а теперь еще и узнала, на что обращать внимание. Спасибо.

  2. Сергей, у вас получилась отличная статья! Как раз стал обращать на воду внимание, проверяю правда только в текст.ру. Как не боролся с ней меньше 22% не получается, вроде бы не плохо, но подсвечивает оранжевым цветом- значит надо меньше.
    Попробую ваши способы.

    1. Михаил, спасибо за поддержку! Если не знаете, что еще можно удалить из текста, то воспользуйтесь сервисом https://glvrd.ru. Добейтесь минимальной оценки в 7-7,5 баллов. Если будет 8, то супер! Рекомендую держать этот инструмент всегда у себя под рукой. Сейчас дополню статью про этот сервис.

      1. Сергей, проверил последнюю статью- результат 7,4, не плохо, если внедрю ваши рекомендации, думаю улучшить результат, а вам удачи, контент у вас правда полезный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *