Такое явление как амбассадор (ambassador) или посол бренда в России и других странах СНГ – достаточно новое и не совсем изучено. Тогда, как в странах Европы и Америки амбассадор – один из главных элементов успешной маркетинговой стратегии крупных компаний. Именно благодаря такому лицу бренд, не важно – новый или давно известный, имеет возможность сформировать лояльное отношение к своему продукту.
И далее о том, кто такой амбассадор, какие его задачи и функции. И может ли обычный человек, не имеющий отношения к шоу-бизнесу и спорту, стать представителем известной торговой марки.
Кто такой амбассадор бренда
Амбассадор бренда – это лицо, которое представляет некий продукт конкретного бренда. Человек не является официальным представителем торговой марки или его лицом. Его нельзя увидеть в рекламе на телевидении или YouTube (как правило). Он просто любыми способами демонстрирует потенциальному потребителю качество товара, знакомит аудиторию с ним, говоря о его практических ценностях.
Например, Вы заходите в социальную сеть и на страничке у известного блогера видите информацию о конкретном продукте. Он описывает товар, презентует его преимущества, особенности использования и другую полезную информацию…Такая ситуация сейчас – вполне нормальное явление.
Амбассадор напрямую не рекламируют бренд или услугу. Большинство торговых марок уже отказываются от прямой рекламы в СМИ и социальных сетях. Потребитель перестал верить в такую популяризацию. Обычному человеку из народа проще довериться лицу, который показывает как он в жизни применяет продукцию, нежели купить товар, который рекламирует звезда.
Что делают амбассадоры
Амбассадор – это человек, который реально может использовать продукт. Бренд никогда не выберет в качестве такого помощника звезду, которая не сопоставима с образом потенциального потребителя.
Яркий пример – Тимати, активно рекламировавший платформу Алиэкспресс. Вряд ли человек сам на постоянной основе закупает дешевую китайскую продукцию. Поэтому и доверия к такой рекламе будет немного.
Другой вариант – Ирина Шейк. Она не призывает своих подписчиков купить одежду торговой марки Intimissimi. В ее блоге вы не встретите прямой рекламы данного бренда. Она периодически просто выкладывает свои фото в одежде данного производителя. И только ненавязчивая отметка профиля бренда свидетельствует о том, что Ирина Шейк – все-таки амбассадор Intimissimi.

И таких примеров масса. Главное – понять, что амбассадор – это не агент бренда, компании и т.п. Поэтому и выдвигать к нему претензии о качестве товара не стоит. Он не отвечает за характеристики той или иной продукции.
Задача и миссия амбассадора – это индивидуальные особенности сотрудничества между компанией и конкретной персоной. Все оговаривается лично, прописывается в договоре о сотрудничестве. Не всегда даже это несет коммерческую составляющую.
Контракт между компанией и конкретной личностью содержит основные моменты:
- Какой спектр действий позволителен человеку, а что ему делать нельзя;
- В какой манере и стиле амбассадор должен доносить сведения о товаре потенциальному потребителю;
- Как часто и с какой регулярностью человек должен информировать аудиторию о бренде;
- Какой манеры поведения должен придерживаться субъект в присутствии СМИ.
Все эти условия четко оговариваются и прописываются в контракте. Там же фиксируется оплата, различные виды вознаграждения и штрафные санкции в случае нарушения условий сотрудничества.
Сложно ли работать амбассадором? Все зависит от личности человека, его индивидуальных характеристик. Например, амбассадор спортивной марки одежды в априори должен любить спорт, вести здоровый образ жизни, пропагандируя систематическую физическую нагрузку. И сделать это спортсмену будет не так и сложно.
Другое дело, когда амбассадором выбирают человека, которому не совсем близка миссия и философия бренда. Такое тоже может быть. И тогда нужно работать 24 часа в сутки, соблюдая определенный имидж и репутацию. И это в разы сложнее, нежели быть лицом бренда.
Амбассадор часто не может использовать аналогичную продукцию конкурентов. Например, Регина Тодоренко. Она – амбассадор торговой марки Pampers. На ее страничке есть множество фотографий ребенка в памперсах данного производителя. Встретить фото ребенка в других подгузниках невозможно. И, скорее всего, это тоже условия контракта.
Как стать амбассадором бренда
Мировые тренды свидетельствуют о том, что амбассадором может стать любой человек. Не обязательно быть известной личностью в своей стране. Главное – разговаривать со своей аудиторией на одном языке. Если потенциальная аудитория будет доверять человеку, будет искренне следовать его советам и наставлениям, то тогда продвижение бренда возможно и через обычного человека.
Для того, чтобы стать амбассадором, не нужно иметь специального образования маркетолога или иметь другую профильную специальность. Реально стать таким «помощником» может каждый.
Потенциально стать амбассадором может человек:
- имеющий в социальных сетях несколько тысяч подписчиков;
- умеющий активно вести свою страничку в социальных сетях, регулярно общаться со своими подписчиками.
Возрастные и финансовые критерии, как правило, не так важны. Для каждой марки есть своя целевая аудитория. Поэтому стать амбассадором может человек в любом возрасте.
Конечно, если человек не знает, что такое социальные сети, как публиковать посты и сторис, что делать с аудиторией и какие методы продвижения своего блога существуют на практике, то стать лицом бренда будет сложно. Всегда приветствуются практические навыки по ведению блога.
Где ищут амбассадоров
С одной стороны, поиск амбассадора может выглядеть достаточно простым заданием. Достаточно найти приятного человека с неплохим количеством подписчиков, предложить ему выгодное коммерческое сотрудничество, и все. Задача решена.
Но, с другой стороны, поиск амбассадора – достаточно сложное задание, особенно для крупных брендов. Нужно найти не просто личность, которая соблюдает философию бренда, но также и максимально защитить себя от рисков. Одно неправильное или некорректное действие со стороны личности может иметь колоссальные последствия.
Поиск амбассадора проводят по двум схемам:
- В социальных сетях через различные конкурсы. Компания оценивает аккаунт претендента, его качества, активность, аудиторию и т.п. И уже на конкурсной основе выбирает победителя. Часто сам бренд отбирает только три-пять лучших конкурсантов, а уже потом путем голосования выбирается лучший.
- Через сотрудничество с известными личностями, которым близка философия бренда. Иногда компания ведет поиск тех знаменитостей, которые реально пользуются ее продукцией. После предварительных переговоров оценивается перспективность сотрудничества, возможный экономический эффект в сопоставлении с возможными затратами.
В качестве примера можно привести историю Алексея Савкина, российского бармена, который самостоятельно на конкурсной основе выиграл Diageo reserve world class. Он был обычным барменом, который решил самостоятельно принять участие в состязании барменов.
Получив победу, он не просто стал лучшим барменом и получил бесплатную поездку в Грецию. Он также стал амбассадором бренда The Macallan. Он прошел долгий путь обучения, продвижения. Но сейчас амбассадорство для него – это даже не дополнительный заработок, а основная работа.
И таких примеров масса. Получается, что сам бренд постоянно находится в поисках. И простому человеку можно попробовать пойти на встречу. Другой вопрос в том, что практически амбассадорами сейчас становятся успешные блогеры с активной аудиторией и большим количеством подписчиков.
Но если есть желание, можно просто взять и написать на электронную почту тому производителю, который Вам нравится. Никто не отменял некий процент удачи.
Какими качествами должен обладать амбассадор
Конкретные компании могут выдвигать к своим амбассадором определенные требования. Трудно представить себе модель или творческую личность, которая будет лицом Торчина. Все должно быть гармонично и реально.
Идеальный вариант – человек должен испытывать искреннюю заинтересованность в продукции бренда. Но даже если человек не знаком с продукцией до момента ее продвижения, ничего страшного.
Какими качествами должен обладать амбассадор:
- Честность и открытость. Аудитория всегда чувствует фальшь и наигранность. И если такая личность будет не весьма честно говорить о бренде, то это будет иметь обратный эффект.
- Харизматичность. Человек должен быть интересным аудитории. Он должен завлекать, удерживать внимание.
- Хороша грамотная речь, приятная внешность.
Например, та же Регина Тодоренко, Екатерина Климова, Екатерина Разумовская. Их ценят не только за то, что они известные личности, «звезды». Их любят и уважают за открытость, простоту, искренность.
Плюсы работы амбассадора
Амбассадор может получить множество преимуществ от сотрудничества с определенным брендом – от бесплатной партии товара до высоких заработков, раскрутки собственного бренда за счет репутации известного бренда.
Опять-таки, плюсы обосновываются индивидуальными условиями сотрудничества. Человек может получить:
- Бесплатное обучение и свободный график работы;
- Неплохой заработок и возможность выйти на новый уровень доходов;
- Раскрутка собственной страницы в социальных сетях, возможность получения систематических приглашений на различные мероприятия;
- Изменение круга общения, выход на новый уровень коммуникаций с подписчиками.
Важно понять, что амбассадор не всегда получает доход. Часто эти взаимоотношения имеют бартерную форму сотрудничества.
Минусы работы амбассадора
Главный минус амбассадорства – это риск того, что бренд окажется не качественным или его репутация со временем испортится. В таком случае шквал недовольства обрушится не только на производителя, но и на личность, которая его продвигает.
Результат:
- Испорченная репутация;
- Уменьшение охвата потенциальных подписчиков;
- Снижение уровня доходов самого блогера.
Другой вариант – это не плодотворное сотрудничество. Никто заранее не может спрогнозировать, как будут развиваться отношения между брендом и амбассадором. Если эффективность будет нулевой или минимальной, то контракт могут и расторгнуть. И это риск для самого бренда: он потеряет деньги, но не увеличит продажи.
Пример. Компания Audi разорвала контракт с Ксенией Собчак из-за того, что она высказалась в своём блоге по поводу акции Black Lives Matter в США.
Примеры амбассадоров в России и в мире
Одним из ярких примеров амбассадорства мирового уровня является сотрудничество Анны О’Брайен и бренда «Academy Sports and Outdoors». Необычность такого взаимодействия в том, что под названным брендом производится спортивная одежда и обувь. А сама Анна – не тот привычный образ девушки, которая регулярно занимается спортом (вес около 150 кг.). Но парадокс в том, что блогер сумела привлечь аудиторию к данному бренду. И сотрудничество оказалось очень успешным.

Известным примером амбассадора в России можно назвать рэпера Oxxxymiron. К сотрудничеству его привлек бренд спортивной одежды – Reebok. Кстати, рэпер стал одним из первых в России, кто стал работать в качестве амбассадора.
Такой выбор производителя спортивной одежды вполне логичен и обоснован. Целевая аудитория Oxxxymiron – это молодежь. Она не просто ценит творчество певца, она на него равняется, прислушиваясь к советам и рекомендациям. Именно молодежь любит спортивную одежду, отдавая предпочтение кроссовкам, спортивным брюкам и футболкам. Выбор вполне очевиден.
Таких примеров много, это тема отдельной статьи. Амбассадор для Запада и Америки – достаточно популярное и абсолютно не новое явление. Например, Мерлин Монро была амбассадором Chanel. В России же популярности такое представительство набирает только последние два – три года.
Амбассадоры известных брендов в России
Несколько примеров известных людей, которые сотрудничают или сотрудничали с крупными брендами:
- Иван Ургант – Альфа-Банк
- Баста – Head & Shoulders
- Тимати – БК Леон
- Егор Крид – ОРРО
- Zivert – Europa Plus
- Гарик Харламов – Игорная зона «Красная Поляна»
- Максим Галкин – AliExpress
- Клава Кока – Garnier
- Павел Воля – ЯRUS
- Хабиб Нурмагомедов – Toyota в России
- Ксения Собчак – Audi
В заключении
Давайте подведем итоги:
- Амбассадор – это человек, который не просто представляет публике товар конкретного бренда. Это непосредственно его потребитель, постоянный пользователь (в идеале). Он не должен напрямую рекламировать товар. Его задача – донести миссию и ценность бренда.
- Амбассадорство не всегда приносит высокий доход. Часто – это взаимоотношения по бартеру. Человек получает бесплатно некий продукт или товар на бесплатной основе без каких-либо выплат. Может получить базис для дальнейшего роста и развития.
- Амбассадор должен искренне верить в полезность и ценность продукта. Он должен быть честным, открытым, приветливым. Фальшь и наигранность повлекут за собой отказ от сотрудничества.
И если есть сильное желание стать амбассадором какого-либо бренда, то можно самостоятельно написать в компанию. Если у них есть такая форма сотрудничества и ваша кандидатура им подходит, то могут и поработать на взаимовыгодных для сторон условиях.