Портфолио: Что это такое и как правильно его составить (примеры оформления)

Портфолио: Что это такое

С помощью грамотно составленного портфолио работодатель сможет объективно оценить уровень профессионализма потенциального работника.

Бывает так, что человек действительно является специалистом в своем деле, но слабое портфолио отбивает у работодателя желание иметь дело с таким кандидатом.

Чтобы этого не произошло, надо знать, что такое портфолио и как правильно его сформировать.

Что значит портфолио?

Портфолио – это пакет документов, который убедительно раскрывает уровень квалификации человека в конкретной области деятельности. Для формирования такого «портфеля» потребуется прожить какой-то опыт, который позволит наработать материал для демонстрации своих профессиональных качеств.

Чтобы составить портфолио, понадобится «выжимка» из набора выдающихся работ, которые с выгодной стороны показывают преимущества соискателя перед конкурентами. Если профессия включает комплекс услуг, в списке должны отражаться с выгодной стороны все позиции.

Слабые работы, которые были выполнены на заре карьеры, прилагать в папку «для количества» не надо.

В чем отличие портфолио от резюме?

Резюме – это краткое перечисление основных моментов, которые связаны с трудовой деятельностью человека и наиболее важны для работодателя. Образно говоря, это «трудовая биография».

В последнее время работодателям предоставляется резюме в унифицированной форме. Соискателю не нужно проявлять творческие способности, чтобы заполнить окна предложенной таблицы.

Портфолио же демонстрирует достижения и успехи в профессиональной деятельности и расширяет резюме с помощью дипломов, грамот, сертификатов, проектов, примеров творческих или научных работ. Резюме, в отличие, от портфолио не требует составления пакета документов.

Пример:

Дизайнер успешно долгое время выполнял заказы солидной компании. В резюме отражается факт такого сотрудничества и дата. В портфолио же входят фотографии лучших интерьеров, которые демонстрируют этот профессиональный опыт.

Портфолио расширяет и дополняет резюме, позволяя работодателю самому оценить знания и навыки соискателя на вакантную должность.

Кому нужно составлять портфолио?

Как только слово «портфолио» начало входить в наш обиход, у многих создалось впечатление, что требуется оно только школьникам для поступления в вуз или журналистам для трудоустройства в престижный глянцевый журнал.

Практика показала, что грамотное портфолио поможет устроиться на хорошую работу и секретарю и садовнику, и менеджеру по работе с персоналом. Однако есть особые сферы, где без наличия хорошего портфолио сегодня не обойтись:

  • Любой вид деятельности, связанный с контролем, созданием и продвижением новых проектов и технологий. Это инженерно-технические работники, аудиторы, менеджеры проектов, специалисты по оптимизации бизнес-процессов.
  • Работа, которая предполагает создание изображений, любых визуальных объектов. Сюда относятся все дизайнерские профессии (в том числе веб-дизайнеры, графические дизайнеры, VFX-художники, 3D-моделлеры, архитекторы ландшафтов), фотографы, художники, любые строительные специальности, повара, специалисты индустрии красоты.
  • Деятельность, связанная с созданием текстовых работ для решения определенных задач заказчиков. Это прежде всего журналисты, сценаристы, специалисты по рекламе. Такие портфолио состоят из целых текстов или их частей, ссылок на сайты, где публиковались работы автора.
  • Преподавательская деятельность, в том числе в сфере дополнительного и дошкольного образования. Такое портфолио может быть дополнено свидетельствами о достижениях учеников.
  • Абитуриентам и студентам высших и средне-специальных учебных заведений. Портфолио позволяет продемонстрировать членам приемной комиссии свои достижения, в особых случаях добавить несколько баллов к результатам ЕГЭ при поступлении. Портфолио студента дает представление о степени полноты усвояемости курса.
  • Все профессии, связанные с демонстрацией творческих способностей. Это артисты, аниматоры, ведущие и организаторы торжеств, праздников, иных мероприятий.

Людям, которые активно ищут подработку на площадках фрилансера предложения своих услуг необходимо подкреплять мощным портфолио.

В связи со стремительным переходом бизнеса на площадки интернета появилась новая специализация – копирайтер. Получить высокооплачиваемый заказ без ссылки на примеры работ очень сложно.

Виды портфолио

Несмотря на многообразие видов деятельности, все портфолио можно разделить на три большие группы: печатные, электронные и онлайн-портфолио. Внутри каждой группы могут быть представлены как индивидуальные, так и командные портфолио единомышленников.

Печатный вариант

Печатные или бумажные варианты лучших работ. Самый распространенный вид портфолио, с которым удобно идти на собеседование с потенциальным работодателем. Это аккуратная папка, в которую вкладываются печатные файлы.

Первый лист в папке содержит личные данные, остальные посвящены примерам работ. Все образцы должны быть структурированы по тематике, стилю или в хронологическом порядке.  Печатный вариант портфолио предполагает также наличие в нем грамот, дипломов, сертификатов, лицензий, рекомендательных писем от прошлых работодателей, преподавателей, любые другие письменные или фотоподтверждения достижений.

При любой системе структуризации рекомендуется самые яркие примеры размещать ближе к началу по принципу «первое впечатление самое сильное».

В электронном виде

Любое печатное портфолио можно превратить в электронное. В нем содержатся те же сведения, но хранятся они не бумажном, а на цифровом носителе ( лучше всего на обычной флешке). Такое портфолио можно переслать ZIP-архивом по запросу работодателю, или прикрепить файл к электронному письму при рассылке резюме.

Иногда возникает необходимость дополнения печатного портфолио электронным. Например, если надо продемонстрировать свои навыки видеомонтажа.

В целях безопасности сохранения конфиденциальной информации отправлять такое досье кому-либо не рекомендуется. Если попадется недобросовестный работодатель, представленные образцы работ могут быть использованы в личных целях.

Электронную самопрезентацию лучше предлагать просматривать в вашем присутствии, без возможности копирования на чужой компьютер.

Онлайн-портфолио

В последнее время пользуется большой популярностью онлайн-портфолио. Для быстрого создания своего сайта можно воспользоваться инструментом WordPress, где предлагается много интересных шаблонов и плагинов.

Заказчику дается ссылка, пройдя по которой он сможет просмотреть необходимую информацию. Такой тип портфолио все чаще практикуют люди творческих профессий: фотографы, журналисты, модельеры, визажисты, парикмахеры.

Как правильно составить портфолио?

80% стандартного портфолио обычно занимают фотографии, скриншоты, ссылки на сайты, гугл-файлы. Остальные 20% – текстовая пояснительная информация.

Рассмотрим основные требования к портфолио, придерживаясь которых, вы сможете составить свое профессиональное досье.

Структура портфолио

Порядок оформления портфолио не унифицирован. Рекомендации экспертов в области пиар-индустрии следующие:

  • Титульный лист, который содержит данные о владельце портфолио (ФИО, специальность либо представление участников команды профессионалов).
  • Страница, посвященная краткому описанию заслуг, выполненных проектов, сведения об образовании, опыт работы, если он не меньше года.
  • Размещается уникальное торговое предложение (УТП).
  • Публикуется содержание портфолио по разделам, чтобы портфолио не выглядело как свалка бывших достижений.
  • Основную часть занимают иллюстрации к достижениям соискателя (грамоты, проекты, фотодемонстрации работ).
  • В начале папки с портфолио указываются удобные для связи контакты (телефон, электронная почта, ссылка на ID страницы в социальной сети).

Солидность придают ссылки на отзывы заказчиков, размещенные под работами.

Какие работы и в каком количестве отбирать для портфолио?

Вопреки устоявшемуся мнению, портфолио следует включать не только самые лучшие работы, но средние по качеству. Это увеличит шансы на успех.

Логика следующая: отбор образцов производится субъективно. Не факт, что ваши с заказчиком мнения совпадают. 5-10 ярких фотоотчетов ландшафтного дизайнера будет достаточно для принятия решения о приеме на работу.

В некоторых случаях достаточно создать одностраничное портфолио для размещения в сети интернет, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Для этого требуется высокий профессионализм, знание психологии. Человек должен располагать достаточно убедительными работами (не более 6), которые не сложно разместить на страничке.

При составлении портфолио для копирайтеров, фотографов, дизайнеров, на формирование положительного профессионального имиджа влияет количество представленных работ. Даже если качество работ не всегда выигрывает, эти недостатки перекроют объемы. Чем больше выполненных заказов, тем лучше.

Проницательный руководитель компании понимает, что с каждым новым проектом человек оттачивал свой профессионализм. Недаром на большинстве бирж фрилансеров рейтинг зависит от количества выполненных заказов.

Например, может начисляться дополнительно 5 баллов за очередную работу. Не обязательно каждая статья из тысячи написанных должна быть интересной. Читать их все подряд тоже никто не будет. Но именно количество свидетельствует о бесценном накопленном опыте.

Чтобы заказчик смог выбрать для детального ознакомления интересующую его работу, необходимо делать грамотную структуризацию проектов по тематике.

Рекомендуем полезное видео, где рассказывается о том, как сделать эффективное портфолио для фотографа и разбираются основные ошибки:

Примеры оформления  портфолио

Примеры оформления портфолио архитектора. Это титульная страничка:

Впечатляющий фото пример реализованного проекта:

А вот так представляет себя графический дизайнер:

Фрагмент иллюстрированного портфолио модельера:

Все примеры взяты с платформы Behance.net.

Где размещать готовое портфолио?

Если речь идет не о бумажной версии, то портфолио можно разместить на своем сайте, страничке в социальных сетях. Можно дать заказчику ссылку на блог. Но лучше прибегнуть к помощи специальных интернет-платформ, разработанных для таких целей.

Потенциальный работодатель поймет, что соискатель интересуется современными онлайн-технологиями. Минус в том, что многие услуги платные.

Примеры веб-ресурсов, которые помогут в создании онлайн-портфолио тем, кто дружит с компьютерными технологиями, представлены ниже.

Behance.net

Веб-ресурс бесплатно предоставляет возможно оформить и разместить индивидуальные и командные портфолио. Сюда можно выложить как свои личные проекты, так и командные работы.

Clippings.me

На этом сайте можно быстро опубликовать примеры своих работ и скинуть ссылку заказчику. Ресурс предоставляет возможность разместить бесплатно до 16 работ. Понадобится знание английского. Фишка в том, что свои контактные данные тут оставить нельзя.

Portfolios.ru

Здесь можно создать несколько тематических альбомов. Сайт русскоязычный. До 15 файлов загрузка бесплатная.

Dribbble.com

Крупнейший сайт, где размещают свои портфолио работники творческих профессий – художники, дизайнеры, фотографы. Для размещения своих работ понадобится рекомендация участника проекта.

Pressfolios.com

Одна из самых масштабных платформ для размещения портфолио блогеров, журналистов, писателей и других представителей творческой среды. Здесь загружаются pdf-файлы или ссылки на внешние ресурсы. Пользование до 14 дней бесплатное, затем надо оформить платную подписку.

В заключении

Опыт в любом виде деятельности может быть подкреплен портфолио. Даже если работа предполагает выполнение стандартных задач, строго прописанных должностными инструкциями. Это касается бухгалтеров, администраторов, менеджеров и логистов. В портфолио должна находиться информация, которая представляет соискателя на должность в выгодном свете.

Не стоит увлекаться сбором большого количества информации, если речь не идет о фрилансе. Лаконичный дизайн одностраничного портфолио может убедить сильнее, чем пухлая папка с грамотами. Потенциальный работодатель уже при первом взгляде на портфолио должен понять, что перед ним ценный специалист.

50% успеха в поиске выгодного заказчика (работодателя) зависит от выбора качественного инструмента для создания и портфолио и места его размещения. Выгодно сотрудничать со специализированными сервисами, где ваша презентация будет представлена на современном уровне.

Сергей Смирнов

Предприниматель, интернет-маркетолог и автор блога.

Оцените автора
( 7 оценок, среднее 4.43 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку моих персональных данных на условиях и для целей, определенных в этой форме сбора персональных данных, а также подтверждаю ознокомление с текстом политики конфиденциальности.

  1. Алексей

    Сергей, спасибо за толковое профессиональное разъяснение. С уважением Алексей!

    Ответить
    1. Сергей Смирнов автор

      Алексей, спасибо за обратную связь!

      Ответить
  2. Дамир

    Добрый день!
    Спасибо за разъяснения.

    Ответить
    1. Сергей Смирнов автор

      ?

      Ответить