Меню
Каталог
Каталог
Все статьи
Дизайн

Разбор профессии «2D-художник»: подробно о зарплате, карьере и поиске творческого пути

Созданием иллюстраций, концепт-артов и рисунков на «плоскости» занимается 2D-художник. Расскажем подробнее о зарплате специалиста, плюсах, минусах профессии и о том, как ее освоить.

Анастасия Матюшкина Анастасия Матюшкина UX/UI-дизайнер
Разбор профессии «2D-художник»: подробно о зарплате, карьере и поиске творческого пути

Описание профессии 2D-художник

Сфера «двумерного искусства» состоит из нескольких специальностей, так или иначе, связанных с 2D. В той же игровой индустрии все начинается с тех, кто разрабатывает концепты — то есть, наброски будущих локаций, персонажей или элементов снаряжения.

Порой специалисты часами прощупывают подходящий формат работы и настолько же долго обсуждают идеи внутри команды. Работают концепт-художники быстро, а потому редко доводят собственные наброски до идеального состояния. Скорее наоборот — сразу передают наполовину готовый материал иллюстраторам.

Иллюстраторы специализируются на превращении идей в полноценные промо-арты — детализированные и выверенные до последнего пикселя (или штриха) иллюстрации, которые в дальнейшем или превратятся в 3D-модели, или же станут статичными изображениями — например, обложками, открытками или даже рекламными плакатами.

Задач у иллюстраторов много, а требований к таким художникам у работодателей еще больше: специалисты обязаны разбираться в анатомии, композиции, дизайне и даже рендере всевозможных деталей, без которых невозможно раскрыть атмосферу проекта и погрузить зрителей/игроков в события, происходящие на экране.

Включает профессия и UX/UI-художников — тех, кто разрабатывает интерфейсы: расставляет кнопки, добавляет иконки на мини-карту, наполняет инвентарь текстовыми подсказками, статистикой и какими-нибудь всплывающими подсказками. Без правильного интерфейса многие проекты превратились бы в мешанину из букв и символов, а другие потеряли бы важную часть атмосферы.

Последняя, но немаловажная часть любой команды художников — 2D-дженералисты, которых называют «мастерами на все руки». Такие специалисты сначала рисуют иконки, после — собирают наброски, а еще через 30–40 минут расставляют иконки на экране, готовя основу для интерфейса. 2D-дженералисты часто встречаются в небольших студиях или же работают на фрилансе, оттачивая сразу многие навыки.

Кому подходит или какими навыками нужно обладать?

Как подсказывают вакансии с сайтов рекрутинговых агентств, 2D-художникам не обойтись без Soft и Hard-скиллов. Первые связаны с насмотренностью, навыками коммуникации и тайм-менеджмента, стрессоустойчивостью и развитым художественным вкусом, а вторые потребуют глобального погружения в индустрию. Например, для трудоустройства специалисты обязаны:

  • Рисовать иллюстрации и концепт-арты с помощью планшетов или специального программного обеспечения (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Procreate)
  • Соблюдать стилистические требования, придерживаться выбранного в команде формата проработки деталей и идей
  • Разбираться в необычных техниках рисования, вроде иллюстрирования, скетчинга и монотипия, и в разных стилях — от комиксов до фэнтези и аниме
  • Придерживаться правил изометрии, композиции и цветового сочетания, знать анатомию и пластику животных
  • Работать в векторе (иконки, логотипы, элементы дизайна) и в растре, в теории ориентироваться в анимации и визуальных переходах
  • Использовать знания, связанные с UI/UX-дизайном и веб-индустрией: возможно, художникам придется рисовать баннеры для сайтов и блогов

Часто работодатели требуют еще и профильного художественного образования (и портфолио) и умения заранее оценивать собственные силы и работать в соответствии с выдвигаемыми дедлайнами. И куда же без желания выдвигать собственные идеи и критиковать чужие работы? В споре рождается истина.

Сколько зарабатывают 2D-художники?

Медианная зарплата художников, как подсказывает статистика, близка к отметке в 75 000 рублей: столько зарабатывают специалисты с опытом от 1 года, представляющие сразу несколько сфер — от классического дизайна до игровой индустрии.

Если же рассматривать заработную плату более комплексно, то новичкам в индустрии платят от 30 000 рублей в регионах и от 40 000 рублей в Москве. Заниматься Junior-специалистам предстоит разработкой концепт-артов (с помощью Photoshop, Corel Draw, Illustrator), обсуждением идей с коллегами и подготовкой дизайна для различной продукции — например, сувенирной.

Художникам, набравшимся опыта, платят в 2 раза больше — от 60 000 рублей в регионах, и от 80 000 рублей в Москве. Но и задачи профессионалов ждут более сложные, да еще и ответственности прибавится. Но так уж работает карьерный рост.

Если же рассматривать вакансии, представленные в США и Европе, то зарубежным специалистам в год платят от 55 000 долларов (примерно 4 500 долларов в месяц) при схожих задачах — подготовка дизайна и концепт-арта, обсуждение идей с командой, общение с заказчиками. Идеи те же, но зарплата в несколько раз больше.

Насколько востребована профессия?

Вакансии для художников на сайтах рекрутинговых агентств появляются регулярно — по 300–500 штук в месяц, но многие объявления слишком уж часто затрагивают смежные сферы. Работодатели чаще ищут художников-иллюстраторов или колористов, чем непосредственно 2D-художников, а потому специалистам еще предстоит покопаться в доступных предложениях.

Намного больше заказов для художников на биржах фриланса: Kwork, FL, Weblancer — почти каждую неделю в сети появляются задания для тех, кто способен нарисовать персонажа, логотип или даже обложку для какого-нибудь сингла или музыкального альбома.

Пользуются спросом и художники, разбирающиеся в NFT, дизайне и концепт-арте: заказы для столь разносторонних специалистов и вовсе появляются почти каждую неделю. А уж набив руку на подобных задачах (и заполнив портфолио) намного проще найти место и в какой-нибудь студии.

Плюсы и минусы профессии

У каждой востребованной профессии найдутся и преимущества, и недостатки. И сферы, связанные с изобразительным и цифровым искусством — не исключение. Плюсы 2D-художников ждут следующие:

  • Творческая свобода: реализация многих проектов часто зависит не от решений заказчика, а от идей специалиста
  • Тысячи форматов: художники разрабатывают персонажей, рисуют локации, заполняют иллюстрациями книги и даже отрисовывают интерфейсы
  • Высокий спрос: медиапространство постоянно набирает ход, а потому заказов с каждым годом становится только больше
  • Карьерные перспективы: чем быстрее наполняется портфолио художников, тем активнее специалисты попадают в большие проекты
  • Работа мечты: многие специалисты из России повлияли на облик персонажей во вселенной Diablo и придумывают локации для Riot Games

Но и недостатков у профессии (по сравнению со многими IT-специальностями) больше, чем хотелось бы:

  • У новичков возникнут проблемы с постоянно растущей конкуренцией — дизайнеров, иллюстраторов и художников на рынке профессионального труда с каждым годом становится только больше, а потому без заранее составленного портфолио и профильного образования даже с поиском вакансий обязательно возникнут сложности
  • Каждая индустрия, хотя бы частично связанная с искусством, наполнена творческими разногласиями. Художников ждут споры с заказчиками, с коллегами и даже с Product-менеджерами. И чем больше обсуждений, тем чаще проекты начнут обрастать доработками и новыми идеями, отнимающими много свободного времени
  • Возникнут у новичков и сложности с плавающим графиком, монотонной работой и даже нестабильной оплатой труда. А еще — с необходимостью придерживаться какого-нибудь стиля, выбранного командой или подготовленного специально для нового проекта. Мелочь, но повторить чужой художественный почерк способны далеко не все

Как стать 2D-художником?

Способов попасть в индустрию три:

  1. Отучившись в ВУЗе
  2. После прохождения платных курсов
  3. После прохождения бесплатных обучающих материалов, доступных в сети

Какой из способов продуктивнее? Зависит от количества свободного времени, желаемого результата и личного мастерства. Но вариант с самообучением все равно для самых экстремальных — уж слишком долго предстоит экспериментировать и наполняться знаниями.

А вот ВУЗ — идеальная точка старта для тех, кто только окончил школу и мечтает полностью погрузиться в изобразительное искусство: за 4–5 лет студенты разберутся во всех тонкостях академического рисунка, составят портфолио, а заодно получат диплом, без которого многие работодатели не принимают на работу. И с обучением в России проблем не возникнет — многие ВУЗы заинтересованы в «сотрудничестве» с иллюстраторами, художниками и дизайнерами.

Курсы — быстрый способ попасть в индустрию. Вместо 4–5 лет обучение займет всего полгода-год, а после — сразу несколько карьерных консультаций и доступ к эксклюзивным вакансиям от партнеров онлайн-школ. Да, с трудоустройством все равно возникнут сложности, но никто не мешает сначала начать карьеру на фрилансе.

Платные курсы

Мы подготовили список из трех проверенных образовательных программ, способных превратить новичков в настоящих профессионалов:

1. Профессия «2D-художник»: фундаментальный курс от Skillbox знакомит студентов с цифровым искусством с полного нуля — за полгода новички разберутся в живописи (цвет, композиция, анатомия и перспектива), скетчах и эскизах, принципах комбинирования идей и стилей, и в подготовке иконок, персонажей и иллюстраций на заданную тему. Включает профессия и знакомство с AdobePhotoshop и Blender, а еще — несколько дополнительных факультативов, связанных с изометрией и интерфейсами

Через несколько месяцев после старта обучения студенты пройдут стажировку в лаборатории GameBox, проведут несколько карьерных консультаций с HR-командой Skillbox, и подготовятся к прохождению собеседований и поиску заказов на фрилансе. Финальный этап обучения — защита дипломного проекта.

2. Профессия «Концепт-художник»: 12-ый курс от XYZ School нацелен на концепт-художников, решивших сходу перерасти стадию Junior-специалиста и уже через год приступить к поиску работы в новом статусе — художника или дизайнера с приставкой Middle. Быстрый карьерный рост обеспечат и прививаемые преподавателями Soft-скиллы (работа в команде, презентация проектов, обсуждение идей), и постепенно наращиваемое творческое мастерство

Студенты научатся зарисовывать идеи, строить композиции, работать с перспективной и с нуля готовить концепты декораций и персонажей. Вместе с тем начинающих художники разберутся с Photoshop и 3D Max, наполнят портфолио новыми проектами и подготовятся к собеседованиям и трудоустройству. Среди бонусов — мастер-классы от экспертов индустрии и полноценная дипломная работа.

3. Техники скетчинга: базовый курс от XYZ School разбирает принцип быстрой зарисовки идей (скетчинг), без которого не начать карьерный путь и не добиться выдающихся результатов. Кино, геймдев и мультипликация — в каждой индустрии пригодится навык почти молниеносной подготовки нескольких вариантов будущих иллюстраций с персонажами, декорациями и прочими деталями

Кроме набросков (флоры, фауны и даже механизмов), на курсе рассматриваются принципы линейной перспективы, композиции, анатомии и пластики животных. Всего обучающая программа насчитывает 15 тематических блоков с лекциями, заданиями и практическими работами. Финальным этапом станет защита дипломного проекта и подготовка к трудоустройству.

Бесплатные курсы

Кроме платных профессий с карьерными консультациями и обратной связью от SkillboxXYZ School и «Нетологии»,  в сети предостаточно и бесплатных курсов для начинающих художников, иллюстраторов и дизайнеров, причем от тех же онлайн-школ. Например, Skillbox уже несколько лет рассказывает о профессии в формате интенсива, включающего и знакомство с профильными инструментами, вроде Adobe Photoshop, и подготовку нескольких проектов под присмотром преподавателя.

Еще больше обучающих программ в школе XYZ, например:

  • Интенсивы «Первый концепт» (4 раздела, полноценное практическое испытание)
  • «Объемные графические скетчи» (3-ый курс для новичков с несколькими заданиями)
  • «Законы концепт-арта персонажей» (8 видеолекций, набор испытаний повышенной сложности)

Бесплатные курсы доступны и в «IT-Академии»: за несколько дней преподаватели научат студентов работать в Photoshopи Illustrator, готовить наброски в Gimp и экспериментировать в CorelDRAW. Чуть масштабнее об иллюстрации рассказывают преподаватели из Skills Up: в разделе с «Туториалами» и «Видео-уроками» доступно много контента, посвященного текстурированию, скетчингу и прочим экспериментам на бумаге или на планшете.

Еще больше курсов на сайте Coursera (но большая часть — на английском языке с субтитрами и машинным переводом) и на платформе Stepik, которая содержит инструкции обо всем на свете — и о работе в Adobe Photoshop, и о портретах с пейзажами, и об интерьерной живописи, и об изобразительном искусстве. Тысячи тем и никаких подписок или разовых платежей.

Telegram-каналы, вебинары и книги для художников

Художникам важно развивать «насмотренность», навык, который дизайнеры и иллюстраторы называют визуальным опытом. Чем больше такого «стажа», тем быстрее специалисты находят необычные идеи и активнее отсеивают неудачные концепты. Способ «насмотреться» с появлением мессенджеров стало проще.

Например, в Discord сразу несколько художников разбирают работы новичков и публикуют необычные проекты (MarcoBucci и Modern Day James), а в Telegram и вовсе доступно с полсотни каналов с артами, иллюстрациями и картинками: 

  • ruArt
  • «N С К У С С Т В О»
  • Crazyart

Наблюдать за индустрией стоит и в видеоформате: на YouTube предостаточно вебинаров про скетчинг, Adobe Illustrator и Photoshop. Альтернатива видеохостингу от Google — страница с бесплатными вебинарами для 2D-художников на сайте Skillbox. Там предостаточно рекомендаций для тех, кто стартует в профессии и нуждается в поддержке.

С литературой для художников в СНГ тоже полный порядок: тематические пособия доступны на всех популярных маркетплейсах и включают подробные инструкции по анатомии тел и лиц (учебник «Образ человека» и руководство по «Портретам»), программному обеспечению (Procreate, Illustrator, Photoshop и тысячи других) или по созданию персонажей для всего медиа-пространства сразу — от комиксов до книжной иллюстрации.

Заключение

Потребность в 2D-художниках уже долгие годы не снижается ни в геймдеве (объем рынка игровой индустрии в России развивается почти беспрерывно), ни в мультипликации, ни в кино — многие студии постоянно нуждаются в специалистах, способных составлять концепт-арты, готовить иллюстрации и разрабатывать UX/UI-интерфейсы. Именно творческий взгляд художников, иллюстраторов и дизайнеров всецело влияет и на массовую культуру, и на развитие современного искусства.

Как результат — будущее специалистов, связанных с графикой, визуальными эффектами и всевозможными концептами (от персонажей до декораций), выглядит действительно многообещающим: художники востребованы и на фрилансе, и в студиях, зарабатывают от 60 000 рублей или даже 80 000 рублей в месяц, и не выйдут из моды ближайшие 5–10 лет. И на ситуацию едва ли повлияют нейросети — даже с появлением Midjourney работы в России не стало меньше. Скорее наоборот — вакансий лишь прибавилось.

Содержание
Информация была полезна?
16 оценок, среднее: 4.86 из 5