Гайд – что это такое простыми словами: подробно об особенностях и популярности гайдов

Гайд – что это такое

Гайд (Guide) – тематическое руководство, последовательно описывающее порядок решения возникших у целевой аудитории проблем. С помощью таких «инструкций» покупатели выбирают кроссовки и шампуни, геймеры находят потерянные артефакты на виртуальных пустошах, а начинающие специалисты разбираются в новых технологиях и инструментах.

Без гайдов сложно представить коммерческие сайты, описывающие работу социальных сетей, информационные порталы, публикующие руководства по настройке мобильной техники, или те же журналы, буклеты или рекламные брошюры.

Почти на каждом шагу встречаются те или иные инструкции, призванные за считанные минуты довести почти отчаявшегося человека до необходимого результата (буквально через тернии к звездам) с помощью текстовых или визуальных рекомендаций.

Звучит вполне логично, но так ли легко составить подобное руководство и донести мысли до аудитории?

Настало время разобраться в деталях и выяснить, что такое гайд, откуда взялась такая популярность у таких инструкций и как все работает на самом деле.

Что такое гайд

Гайдами называют почти любую информацию, способную помочь с решением проблемы. И все же встречаются исключения – некоторые связаны с оформлением текста, другие – с подачей информации. А потому не помешает взглянуть на руководства с практической стороны и найти необычные особенности:

  • Техника. Способ подготовки гайдов часто меняется вместе со сферой деятельности. Та же индустрия дизайна содержит гайдлайны (технические документы с правилами использования фирменного стиля), кат-гайды (или брендбуки), описывающие порядок разработки контента, и гайды на исследования, вынуждающие перед началом работы оценивать действия конкурентов в выбранной нише. И каждая индустрия выдвигает собственные требования и задачи, из-за чего гайды меняют и оформление, и назначение.
  • Формат. Гайды делят на категории в зависимости от способа подачи информации и аудитории, с которой предстоит взаимодействовать. Встречаются инструкции по применению (те же рецепты), руководства для пользователей (например, об эксплуатации тостера), методические материалы (статьи или инфографика), экспертная оценка. Границы у категорий часто размыты, а потому, если информация приводит читателей к конкретному результату, то речь точно о гайде, а не о чем-то другом.
  • Подача. Руководства часто оформляют в виде статей, включающих скриншоты, таблицы или стороннюю наглядную информацию. Но кроме текстовых материалов, в сети встречаются и видеоролики (в том числе и с субтитрами), и инфографики в виде картинок с подсказками и навигационными элементами (стрелочками, статистикой).

Каждая особенность выделяет гайды на фоне «конкурентов по жанру», а потому спутать руководство с рецензией или чьим-то мнением достаточно сложно. Но, если похожие сомнения все же возникают, то для полноты картины достаточно задать всего один вопрос: «способен ли этот контент помочь с решением проблемы?», и дополнительные размышления уже не понадобятся.

Почему гайды так популярны

Популярность гайдов во многом связана с игровой индустрией – геймеры часто обращаются к руководствам в поисках ценной информации, способной помочь во время прохождения квестов или перед подготовкой к битвам с боссами.

И подобные инструкции часто встречаются в сети – тот же «Яндекс» по запросу «Гайд для новичков» выдает с десяток рекомендаций, связанных и с MMORPG, и с MOBA, и с мобильными развлечениями.

Гайды бывают совершенно на разные темы

Кроме «Яндекс», руководства для геймеров встречаются и в специальных энциклопедиях, оформленных в виде «Википедии»: те же ссылки и тематические разделы, схожая подача информации, дополнительные рекомендации для новичков.

Пример гайда

Встречаются в сети и сторонние гайды: например, для тех, кто мечтает похудеть или решил разобраться в инвестициях и криптовалюте.

Такие руководства не редкость и в блоге Сергея Смирнова – многие разделы сосредоточены вокруг заработка в социальных сетях или настройки личных страниц в «ВКонтакте» или «Одноклассниках».

Пример гайда по сборке мебели

А еще руководства неотъемлемая часть сразу нескольких сфер, связанных с мебельным производством (гайды по сборке кресел, столов и тумбочек), бытовой техникой (инструкции для пользователей) или даже кулинарией. Те же рецепты на сайтах или в блогах оформлены по всем правилам гайдов и точно также решают проблемы начинающего повара.

Как написать гайд

Основа каждого гайда – алгоритм действий, последовательно описывающий решение какой-то проблемы и способный привести читателя к конкретному результату.

В качестве примера – статья про пилатес, опубликованная в блоге профессионального тренера Марии Смирновой: материал подробно рассказывает о «системе развития гибкости и выносливости», а вместе с тем включает целую серию комплексов с упражнениями для новичков и профессионалов.

Такой гайд последовательно (от общих вопросов к частным) и подробно разбирает тысячи деталей и решает запросы аудитории. Но не все руководства работают по схожему сценарию.

Взять хотя бы вопросы, связанные с выбором мобильной техники. Читатели ждут конкретного алгоритма действий. Но как подготовить подобный гайд?

Описывать сотни телефонов и планшетов под каждый бюджет? Ни в коем случае. Если гайд лишен конечной цели (то есть, не ведет читателя к результату), то и готовить такую инструкцию бессмысленно.

Кроме результата, специалисты рекомендуют придерживаться и иных ориентиров:

  • Уровень знаний. Каждый материал обязан соответствовать познаниям целевой аудитории. Бессмысленно заново знакомить React-разработчика с языком разметки HTML и базовыми стилями CSS. И наоборот – новичку и HTML, и CSS пригодятся. А, значит, чем точнее составлен портрет аудитории, тем проще общаться на одном языке и сразу переходить от вступительных слов – к делу.
  • Ничего лишнего. Отвлеченные темы портят гайды и мешают читателям пробиваться через лишнюю информацию к сути. Геймеру, находящемуся в поисках сборки для Pudge, совсем необязательно еще раз рассказывать о том, что такое Dota 2. Чем быстрее читатель доберется до конечного результата, тем лучше.
  • Иллюстрации – под каждый абзац. Дополнительные разъяснения едва ли понадобятся. Суть такова: чем больше картинок, тем информация воспринимается легче. Пользователю, настраивающему аккаунт в социальных сетях, порой быстрее взглянуть на скриншот, чем вычитывать глазами нужные подробности.
  • Факт-чек. Тот, кто составляет гайд, обязан проверять информацию и буквально делиться личным опытом. Если описанные действия далеки от реальности (например, совсем недавно обновилось программное обеспечение или пропали какие-то предметы в Dota 2), то читатель едва ли останется в восторге.
  • Последовательность. От общего – к частному, и никак иначе. Все как в том примере из блога Марии Смирновой – сначала о пилатесе, после – о тренажерах и принципах, а затем – к программам и тактикам использования в повседневной жизни. Ну, и куда же без личного опыта?
  • Личные тесты. Желательно подготовленный текст передать кому-то, кто совсем не разбирается в теме. И, если подготовленное руководство доведет читателя до результата, то все работает так, как и задумывалось. Если же возникли проблемы, то лучше сразу расширить текст, сменить стиль повествования или же добавить дополнительные иллюстрации.

Требования к гайду

Составлять руководства и инструкции редакторы, корректоры и копирайтеры рекомендуют в информационном стиле – без канцеляризмов, очевидных рекомендаций, странных речевых оборотов. Чем в итоговом тексте больше общей или очевидной информации, несвязанной с темой гайда, тем сложнее читателю добраться до сути.

Специалисты настаивают на использовании простого синтаксиса и последовательного повествования, разделенного на тематические или смысловые блоки, подкрепленные советами, фактами, иллюстрациями или ссылками. Некоторые редакторы, включая Максима Ильяхова, поддерживающего работу сервиса «Главред», дополнительно рекомендует реже обращаться к читателям с помощью местоимений и чаще следить за орфографией и пунктуацией.

Кроме редакционной политики, важно придерживаться и иных правил, связанных с оформлением текста:

  • Заголовки, подзаголовки, абзацы, списки – каждый смысловой блок помогает читателю быстрее искать информацию и отсеивать лишние сведения;
  • Желательно добавлять оглавление к статьям, объемом от 10 000 символов – каждый раз листать лонгриды достаточно тяжело;
  • Иллюстрации – важная часть статьи: даже правильно составленный текст лишается «силы» без сопутствующих скриншотов, картинок и декоративной графики;
  • Взаимодействуя с аудиторией, полезно расставлять ссылки на дополнительные материалы по теме – так информация раскрывается полностью;
  • Не помешает поддерживать контакт с читателями еще и в комментариях – альтернативные источники связи способны помочь с решением нестандартных вопросов.

Вердикт

Гайды – популярный контент, встречающийся и на страницах коммерческих сайтов, и в блогах, и в социальных сетях. Профессионалы делятся знаниями с новичками, консультанты – с покупателями, а геймеры – с почитателями игровой индустрии. Несмотря на скорость распространения подобных материалов, далеко не все копирайтеры способны представить миру действительно полезное руководство.

Кто-то размазывает три факта на 10 000 символов, кому-то недостает иллюстраций и инфографиков, а кого-то профессия вынуждает скрывать коммерческие тайны. Но еще сложнее обстоят дела с теми, кто не следит за аудиторией и пытается профессионалов обучать советами для новичков, а любителей погружать в слишком сложные термины. А потому для гайда важна подготовка, а для читателей – полезная информация.

Сергей Смирнов

Предприниматель, интернет-маркетолог и автор блога. Зарабатываю в Интернет с 2008 года. Подробнее о том, как я создаю пассивные источники дохода...

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий