Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог – Кто это, чем занимается и сколько зарабатывает?

Профессия интернет-маркетолога появилась вместе с понятием “реклама в интернете”. Когда владельцы бизнеса поняли, что продвигаться нужно не только офлайн, но и онлайн, возникла потребность в таких специалистах.

Интернет-маркетолог – это человек, который продвигает бизнес в интернете. Звучит как-то размыто, правда? В этой статье мы расскажем подробно, чем занимается интернет-маркетолог, какими качествами и знаниями он должен обладать и сколько в итоге зарабатывает.

Интернет-маркетолог – кто это?

Рассмотрим на конкретном примере. Допустим, некто открыл свое дело – пивной бар. Арендовал помещение, закупил товара, оформил вывеску и сидит себе, продает пиво посетителям.

Дело идет, но клиенты к нему приходят или по сарафанному радио (друзья, знакомые) или те, кто мимо по улице шел и решил заглянуть. Меж тем целый пласт клиентов, которые могли бы узнать о новом баре из интернета, остается неохваченным.

Надо раскручиваться в интернете! – осеняет нашего предпринимателя. Он ищет интернет-маркетолога, который и будет заниматься продвижением бара в сети.

И пошла работа: интернет-маркетолог определяет целевую аудиторию, разрабатывает стратегию продвижения и запускает рекламу. Если он обладает необходимыми навыками – делает все это сам. Если нет – нанимает специалистов (копирайтеров, директологов, таргетологоввеб-дизайнеров, сеошников).

Что делает интернет-маркетолог?

А теперь подробнее. Рассмотрим каждый пункт отдельно на примере того самого бара.

обязанности интернет-маркетолога

1. Определяет целевую аудиторию (ЦА). Если бар небольшой и демократичный – основными посетителями будут студенты, молодежь. Если дорогой и пафосный – соответственно, люди более высокого статуса. Если в баре проводятся концерты – можно привлечь любителей музыки. Интернет-маркетолог выделяет основные виды ЦА и работает с каждой из них отдельно.

2. Анализирует основных конкурентов, их позиционирование на рынке и способы продвижения. Думает, как отстроиться от них, а в идеале — переманить клиентов к себе (то есть, конечно, к заказчику).

3. Разрабатывает комплексную стратегию продвижения. Их выделяют три: продвижение с помощью пиара (публикации в онлайн-СМИ, привлечение блогеров и медийных лиц); вирусный маркетинг (оригинальный контент, который будет настолько интересен пользователям, что они сами распространят его по сети, как вирус); комплексный интернет-маркетинг (присутствие на всех каналах.

Например, сделать сайт, создать группу в соцсетях и наполнить ее контентом, заказать контекстную рекламу в “Яндексе” и Google, баннерную и тизерную рекламу, договориться с блогерами о нативной рекламе, с интернет СМИ — о рекламных статьях).

4. Выбирает рекламные каналы, которые будут работать максимально эффективно. Например, если бар нацелен на молодежную аудиторию, хорошо сработает реклама на “Ютубе”, в мессенджерах, соцсетях. Если это скорее сегмент B2B (бизнес для бизнеса) – надо привлекать людей из той же стаи, искать их среди читателей популярных онлайн-СМИ, посетителей бизнес-форумов, слушателей курсов и вебинаров.

5. Заботится о SEO – продвижении сайта в поисковиках. Высший пилотаж – вывести сайт в ТОП хотя бы по нескольким позициям. Одновременно отслеживает поведение пользователей на сайте с помощью систем аналитики (например, в “Яндексе” это “Яндекс.Метрика”).

6. Нанимает подрядчиков. Даже если интернет-маркетолог суперпрофи, ему не под силу заниматься всем самостоятельно. Да и специфика подрядчиков слишком узкая: копирайтер пишет тексты о сортах пива, специалист по контекстной рекламе настраивает “Яндекс.Директ”, SMM-щик занимается рекламой в соцсетях, отвечает за таргет, администратор во “ВКонтакте” ведет группу бара или паблик.

Поэтому интернет-маркетолог находит исполнителей – фрилансеров или рекламное агентство (если бюджет заказчика позволяет), дает им ТЗ и следит за его выполнением. А также координирует их действия, направляет и подсказывает.

7. Собирает данные, отслеживает показатели эффективности: конверсию (соотношение количества посетителей, которые сделали конкретное действие: купили пиво, зарегистрировались на сайте и т.д, с общим числом тех, кто увидел рекламное объявление), ROI (коэффициент окупаемости рекламы) и другие.

8. Позиционирует бренд на рынке: управляет репутацией, работает с негативными отзывами. Этот пункт не обязателен – часто позиционированием занимаются пиарщики, пресс-секретари, директора по развитию и т.д.

Что делает интернет-маркетолог

Плюсы профессии

1. По данным портала hh.ru, профессия интернет-маркетолога входит в десятку самых востребованных в нашей стране. А значит, вы с легкостью сможете найти работу – как постоянную, так и удаленную. И оплата вполне достойная – но об этом чуть позже;

2. Если вы уже работали в смежных профессиях (копирайтер, SMM-щик) — то имеете хотя бы минимальное представление об интернет-маркетинге: А значит, вам будет проще.

3. Можно освоить много новых направлений. Интернет-маркетолог может стать трейд-маркетологом, маркетологом-экономистом, впоследствии самому открыть бизнес.

Минусы профессии

1. Это довольно сложно. Если для копирайтера основное умение (даже не умение – талант!) – писать тексты, интернет-маркетолог совмещает несколько навыков.

Это знание основ менеджмента, маркетинга, SEO-продвижения, контекстной, таргетированной, медийной рекламы, контент-маркетинга, еmail-маркетинга. Понятно, что все это будут выполнять подрядчики, но вам потребуется давать четкое ТЗ и проверять выполненную работу. То есть без знаний в этих сферах никуда.

2. Не очень подходит для гуманитариев. Как мы уже писали, работа маркетолога – не только правильно угадать ЦА и продумать рекламную стратегию. Для владельца бизнеса это все пустой звук – ему нужен результат. Этот результат измеряется в показателях эффективности – а это цифры, цифры… Вам придется постоянно анализировать, измерять, сравнивать. Не каждому это дано.

3. Не все владельцы бизнеса понимают, зачем им нужен интернет-маркетолог. Часто можно слышать: да зачем нам этот интернет, мы по старинке рекламируемся. Поэтому ищите молодые современные компании, которые заинтересованы в ваших услугах.

Подводные камни интернет-маркетинга

От интернет-маркетолога часто хотят слишком многого, не понимая сути профессии.

Тыжмаркетолог, сделай нам бесплатную рекламу! Увы, многие заказчики хотят получить масштабную рекламу в сети, при этом оплачивая работу по минимуму. Зато спрашивать с вас будут по полной программе. Бывает невозможно доказать, что отдача от рекламы возможна только с хорошим бюджетом.

Тыжмаркетолог, напиши нам текст! Интернет-маркетолога часто путают с представителями других интернет-профессий. Объясните заказчику, что ваша задача – немного больше, чем самостоятельно писать тексты/делать сайты/подбирать картинки для соцсетей.

заказчики не понимают кто такой интернет-маркетолог

Тыжмаркетолог, приводишь клиентов, почему они не покупают? Как вы поняли – интернет-маркетолог ничего не продает. Он лишь привлекает посетителей, а дальше забота продавцов – сделать так, чтобы клиенты совершали покупки.

Основные качества интернет-маркетолога

  • коммуникабельность. Общаться придется со многими людьми: и с заказчиками, и с рекламодателями, и с подрядчиками-исполнителями;
  • умение организовать команду;
  • аналитическое мышление, умение работать с цифрами и данными;
  • стратегическое мышление;
  • креативность, способность предложить необычный вариант продвижения;
  • многозадачность – способность делать несколько дел одновременно;
  • стремление к постоянному саморазвитию, совершенствованию навыков и знаний.

Обучение профессии интернет-маркетолога

Если мы вас еще не напугали, и вы по-прежнему хотите стать интернет-маркетологом, рассмотрите следующие виды обучения. В институтах этой специальности пока не учат – а значит, в вашем распоряжении курсы, платные и бесплатные, и широкие возможности самообразования.

Онлайн-курсы по интернет-маркетингу

Самообучение. В вашем распоряжении – сотни учебников по менеджменту и основам бизнеса, художественная литература, онлайн-блоги, полезные статьи, кейсы и видеоуроки.

стажировка и работа после обучения

Где найти работу интернет-маркетологу?

Ознакомились с теорией – приступайте к практике. Имейте в виду, что одноразовыми заказами, как в случае веб-дизайнера или копирайтера, обойтись не получится. Интернет-маркетолог берет проекты в работу на долгие месяцы, если не годы. Где их искать?

1. Не ищите сразу крупные проекты – слишком велик риск. Попробуйте сначала раскрутить свой ресурс или хотя бы паблик в соцсети. Это даст вам необходимые практические знания, возможность обрасти деловыми контактами и увидеть изнанку профессии. А заодно и первый кейс в портфолио получите – будет о чем рассказать заказчикам.

2. По сарафанному радио. Поспрашивайте у друзей и знакомых – наверняка в их окружении найдется человек, которому требуется продвижение бизнеса в интернете. Будьте осторожны, рассчитывайте свои силы. Если ошибетесь, человек может потерять прибыль, а вы – деловую репутацию.

Совет: не старайтесь объять необъятное, выберите несколько навыков, которые даются вам легче всего. Например, продвижение в соцсетях, на “Ютубе”, еmail-рассылки. Когда освоите эти методы продвижения – начинайте изучать другие. Например, контекстную рекламу, продвижение в поисковиках. Это расширит ваш кругозор и впоследствии облегчит работу с подрядчиками.

3. Набрались опыта – попробуйте силы, изучая вакансии на профильных сайтах типа hh.ru и других. Это уже полноценная работа – там можно найти объявления о постоянной работе в офисе или в качестве фрилансера.

4. Тематические группы в соцсетях. То же самое, что и на сайтах трудоустройства. Объявления там публикуют как частные заказчики (владельцы бизнеса), так и крупные компании и организации.

5. Хочется постоянной стабильной работы – обратитесь в агентства интернет-маркетинга, там постоянно требуются специалисты. Но и требования предъявят соответствующие: собеседование, практическое задание и обязательно — портфолио.

Сколько зарабатывает интернет-маркетолог?

Зарплата специалиста зависит от нескольких критериев.

Первый – объем знаний, которыми он обладает. Новичку, который компетентен лишь в нескольких сферах интернет-маркетинга, заплатят меньше, чем универсальному профи.

Второй – эффективность работы интернет-маркетолога. Средненький специалист, который не умеет прогнозировать эффективность рекламной стратегии, не приносит компании новых клиентов и, соответственно, прибыли, много не получит. Талантливые же ребята быстро делают карьеру и выбиваются на руководящие должности – например, директора по маркетингу.

Третий – платежеспособность самого заказчика. Если рекламный бюджет ограничен десятком тысяч – все рекламные каналы охватить просто невозможно, приходится ограничиваться самыми простыми и дешевыми. Эффективности, понятно, гарантировать не получится.

Четвертый – статус интернет-маркетолога. Специалист на постоянной работе с обычным графиком получает больше, чем никому не известный фрилансер, помогающий развивать группу в соцсетях своему знакомому ИП.

Сколько же получает интернет-маркетолог? Фрилансеры называют различные суммы – от 10 000 в месяц за ведение одного проекта и до бесконечности. Специалисты на окладе говорят уже другие суммы.

В Москве, например, зарплата составляет в среднем 100 000 рублей. Но сами понимаете, такой сотрудник умеет все то, о чем мы с вами тут говорили, имеет за спиной курсы и повышения квалификации, постоянно совершенствуется и развивается.

зарплата интернет-маркетолога

Итак, что мы имеем? Интернет-маркетолог – сложная профессия, которая требует специализированных знаний. Вам нужно не только изучать основы рекламы, менеджмента, бизнеса, но и учиться управлять целой командой исполнителей.

Без курсов и обучающих программ никуда – впрочем, и без опыта работы тоже. Зато и зарплата соответствующая. Дерзайте, игра стоит свеч!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *