Кто такой маркетолог
Прежде необходимо отметить, что маркетинг является базовой составляющей бизнеса любой отдельно взятой организации. С актуальностью данной профессии в 2024 году поспорить трудно. Важность и значимость маркетолога стремительно растет.
Маркетолог — это специальность направленная на разработку и внедрение стратегии продвижения какого-либо товара или услуги.
Деятельность маркетолога ориентирована на увеличение показателей продаж компании, а также ее выхода на новые рынки сбыта.
Задачи и обязанности маркетолога
Есть ошибочное мнение, что главная задача маркетолога — это разработка рекламы и ее реализация в СМИ, интернете. Это не совсем так. Рекламная деятельность — одна из основных функций такого специалиста. Но для достижения основной цели — увеличения продаж, прибыли, этого недостаточно.
Какие основные функции выполняет маркетолог:
- Разработка рекламной активности, ее внедрение через различные каналы. Основная суть – информация о бренде, товаре, услуге доносится до потенциального потребителя. Если раньше активно использовалась только телевизионная реклама, то сейчас инструментарий маркетолога расширился. Это может быть и объявления в социальных сетях, и чат-боты, и онлайн реклама, и информационные слоганы в СМИ. Для реализации такой функции недостаточно только работы маркетолога. Привлекается и контент-менеджер, и дизайнер листовок, и копирайтер, и другие сотрудники
- Анализ результатов рекламной кампании. Реклама — это только старт всей работы. По факту, маркетолог должен собрать и обобщить огромный массив данных. Нужно понять, работает ли реклама, увеличиваются ли продажи, какие инструменты наиболее эффективны, какие нет. Если маркетолог не будет любить цифры, не сможет ими апеллировать, то его работа сведется к нулю. Маркетинг — это не творчество, это огромная аналитическая работа
- Формирование образа потребителя продукции, услуги. Важный этап работы. Необходимо понять реальные потребности покупателя, что его привлекает в продукте, а что отталкивает. На базе такого образа строится дальнейшая стратегия развития бизнеса. Нужно узнать, что сейчас не устраивает потребителя, что нужно изменить, а на чем реально сконцентрировать внимание. Используются опросы, интервью, проводятся исследования
- Анализ конкурентов и рынка в целом. Проводится структурный анализ рынка. Определяется доля каждого конкурента в общем объеме продаж конкретного товара. По основным конкурентам проводится конкурентный анализ. Это может быть SWOT или PEST анализ. Нужно понять, почему тот или иной конкурент занимает лидирующие позиции на рынке. Узнать его слабые стороны
- Разработка плана развития, поиск точек для увеличения продаж. Здесь может применяться разнообразный инструментарий — от того же SWOT анализа до разработки математической модели. Маркетолог на этом этапе не работает самостоятельно. К формированию плана и точки роста привлекается целый штат сотрудников — финансисты, экономисты, аналитики, эксперты
- Формирование контент плана для дальнейшего роста, развития. Маркетолог, как правило, не пишет сам тексты, информационные блоки, заметки. Но он формирует тот план, который необходимо внедрить в ближайшее время. Такой план уже разрабатывается с учетом проведенного анализа, сформированного портрета покупателя. Специалист должен утвердить и график различных мероприятий, направленных на увеличение продажи. Обеспечить их реализацию. Например, акция в супермаркете, программа лояльности для новых клиентов, бонусы для постоянных покупателей
Конечно, функциональные обязанности маркетолога в каждой компании могут отличаться. Все зависит от того, какое количество таких специалистов находится в штате. Например, один специалист может отвечать только за рекламную кампанию, другой за контентный план.
И далее рассмотрим классификацию маркетологов в зависимости от функциональных обязанностей.
SMM-маркетолог
Пожалуй, сейчас один из самых востребованных специалистов. Продвигает конкретный товар или бренд через социальные сети, в частности. Блоги, реклама, сторис, прямые эфиры в социальных сетях — все это работы SMM-маркетолога.
Это не значит, что сотрудник делает все самостоятельно. Как правило, контент пишет копирайтер, фотографии делает фотограф. Но маркетолог руководит процессом, утверждает план контента, график его публикаций.
Интернет-маркетолог
Здесь работа нацелена на рекламу, в частности, контекстную, таргетированную. Также ведется аналитическая работа, сколько людей посетили сайт, сколько откликнулись на заявку, на рекламное предложение. По каким каналам необходимо продвигать товар, какие сведения на каких площадках размещать. Обычно такой специалист также руководит обшей программой, раздавая подзадачи другим штатным сотрудникам.
Маркетолог-аналитик
Достаточно сложная специализация. Нужно понимать и основы рекламы, и работы социальных сетей, сайтов. Но при этом идеально работать с цифрами, массивами данных. Задача — выстраивать тренды, выявлять зависимости, корректно и точно интерпретировать данные. Все это позволяет менять политику продаж, поведенческую стратегию бизнеса.
Email маркетолог
Такой специалист работает с электронными адресами пользователей, потенциальных покупателей. Он рассылает рекламу, приглашения, другие сведения. Как правило, отдельно такого специалиста нет в штате компании. Просто такие функции выполняет интернет маркетолог.
Плюсы и минусы профессии маркетолога
Компетентный профессиональный маркетолог ценится компанией. Правда, при условии, что работа такого сотрудника приносит результат – увеличивает продажи и прибыль. Но любая профессия не состоит только из одних преимуществ. Везде есть свои плюсы и минусы, о которых пойдет речь.
Плюсы:
- Разноплановая деятельность. Интересная сфера. Несмотря на то, что постоянно нужно работать с цифрами, проводить анализ, это не рутинная профессия. Маркетинг не стоит на месте, поэтому постоянно человек узнает что-то новое. Для работы нужно креативное, творческое мышление
- Постоянный рост и развитие. Чтобы оставаться в профессии, необходимо постоянно узнавать что-то новое. И это дает толчок к продвижению по карьерной лестнице
- Высокая зарплата. Компании, которые реально имеют в штате маркетолога, готовы платить достойную зарплату. Конечно, для этого нужно максимальная отдача, но и доход в сравнении с подобными специальностями, неплохой
- Возможность онлайн работы. Многие бизнес процессы можно реализовать онлайн, работая из дома. Возможен свободный график работы, что не ограничивает человека в передвижении
Но есть и минусы:
- Огромный объем работы. Ненормированный рабочий день. Работа маркетолога предполагает постоянное движение, анализ, исследование. Если все будет работать по устаревшим алгоритмам и схемам, то очень быстро можно потерять работу. То, что было эффективно вчера, завтра не даст свои плоды. И значит компании такой специалист не нужен будет
- Постоянная работа над собой. Профессия маркетолога предполагает постоянное обучение. Поэтому человек должен постоянно читать, учить, ездить на семинары. И не для каждого подходит такой вариант
- Большой поток информации, людей. Маркетолог не только постоянно работает с цифрами, но и с людьми. Поэтому работа подходит для экстравертов. Интровертам будет сложно
В целом для хорошего заработка необходим опыт, наработка клиентов, навыков, умений. Идти в профессию стоит реально тем, кому нравится подобная деятельность. Потому что на старте заработки могут быть небольшими, а объем работы огромным.