Меню
Каталог
Каталог
Все статьи
Менеджмент

«HR-менеджер» или «Менеджер по персоналу»: обязанности, сколько получает и как устроиться на работу

Менеджер по персоналу — важная часть любой компании. Он ответственен не только за найм сотрудников, но и за эффективность их работы. Разберемся, что еще входит в обязанности специалиста, как освоить профессию и сколько можно зарабатывать.

Марк Бондарев Марк Бондарев SEO-специалист
«HR-менеджер» или «Менеджер по персоналу»: обязанности, сколько получает и как устроиться на работу

Кадровик и эйчар — в чем разница?

Эйчар — профессия не новая. Это, если можно так сказать, реинкарнация кадровика, которые были и в Советском Союзе. Обычно они занимались бумажной работой, принимали людей в штат, организовывали совместные мероприятия.

Отличие в том, что кадровик был всего лишь подчиненным в штате. Тогда как эйчар уже ближе к руководителю: он сам принимает решения, формирует кадровую политику и корпоративную культуру компании. Хороший эйчар становится правой рукой руководителя и имеет все шансы занять кресло топ-менеджера.

Что делает менеджер по персоналу?

А это смотря какая компания. В крупной организации обычно созданы отделы или целые департаменты по управлению персоналом. Сотрудников там десятки, каждый из них работает по своей специализации.

Есть рекрутеры — люди, которые набирают сотрудников в штат. Есть специалисты по делопроизводству — они работают с документами. Есть тренинг-менеджеры — те, которые проводят различные мероприятия, мотивирующие сотрудников и побуждающие эффективно работать на благо компании.

В небольшой фирме менеджер, как правило, один. Он совмещает все эти обязанности. Рассмотрим каждую подробнее.

Рекрутер

Пожалуй, самая популярная специализация менеджера по персоналу. Рекрутер может работать как во внутреннем HR (внутри компании), так и во внешнем — агентстве по подбору персонала. Обязанности у этих специалистов примерно одинаковые: именно рекрутеры набирают сотрудников в штат на конкретную должность.

Что они делают:

  • Составляют текст вакансий, прописывают требования к соискателям
  • Подают объявления по разным каналам
  • Принимают заявки от соискателей
  • Самостоятельно ищут кандидатуры, просматривают резюме
  • Изучают соответствие качеств и навыков соискателя на заявленную должность
  • Назначают собеседования
  • Проводят собеседования и принимают решение, брать человека на работу или нет

Обязанности рекрутеров в агентствах по подбору персонала:

  • Просматривают вакансии в крупных и не очень компаниях
  • Дают работодателям советы по выбору персонала
  • Помогают составлять текст вакансии
  • Мониторят резюме соискателей
  • Оценивают профессиональные знания и качества соискателей
  • Организовывают встречи работодателей и соискателей
  • Помогают вести переговоры между ними
  • Контролируют работу кандидата на первом этапе работы

Профессиональные и личные качества рекрутера:

  • Знание психологии
  • Хорошая интуиция, умение видеть кандидата «насквозь»
  • Обучаемость. На рынке постоянно появляются новые профессии, нужно следить за тенденциями
  • Стрессоустойчивость. Любая работа с людьми предполагает нехилый стресс
  • Нацеленность на результат. Главное в работе рекрутера — не просто найти подходящего кандидата, а найти человека, который принесет максимальную пользу компании
  • Беспристрастность. Личное отношение («нравится — не нравится») тут не прокатит. Исключение — когда у эйчара имеется богатый опыт, тогда стоит прислушаться к интуиции
  • Этичность. Часто людям приходится отказывать — нужно делать это твердо, но деликатно
  • Грамотная речь
  • Знание английского языка (опционально)

Менеджер по делопроизводству

Младший брат кадровика. Менеджер по производству занимается в основном бумажной работой: составляет договора, приказы, справки и другие документы, оформляет выплаты и компенсации, ведет личные дела сотрудников, сопровождает процессы увольнения и зачисления в штат.

В крупных компаниях менеджер по делопроизводству работает в связке с другими специалистами кадровой службы. В небольшой организации он выполняет также обязанности секретаря или офис-менеджера, только с кадровой направленностью.

Качества менеджера по делопроизводству:

  • Знание делопроизводства и документооборота — как общих, так и внутренних в компании
  • Знание Трудового кодекса и прочих законов, касающихся трудовых взаимоотношений
  • Умение работать со специальными программами (например, «1С: Зарплата, кадры»)
  • Грамотная речь
  • Знание английского языка (опционально)
  • Аккуратность и внимательность

Тренинг-менеджер

Не такая распространенная должность — существует в крупных и средних организациях. Тренинг-менеджер работает в тесной связке с рекрутером и руководством компании. По сути, это тоже руководитель, и его вотчина — люди, которые работают в компании. Во всех остальных обязанности тренинг-менеджера берет на себя рекрутер или специалист по кадрам.

Обязанности тренинг-менеджера:

  • Развивает корпоративную культуру компании
  • Занимается обучением и развитием персонала
  • Занимается мотивацией сотрудников
  • Приглашает преподавателей, коучей, специалистов для обучения персонала
  • Анализирует взаимоотношения сотрудников в коллективе
  • Организует совместные мероприятия для работников
  • Работает при необходимости индивидуально с каждым сотрудником
  • Дает рекомендации работодателям по улучшению эффективности работы сотрудников
  • Проводит психологическое тестирование

Качества тренинг-менеджера:

  • Знание современных программ и методов обучения
  • Знание психологии
  • Знание основ менеджмента. Как уже было сказано, тренинг-менеджер — это полноправный руководитель
  • Сстратегическое мышление — все должно делаться на благо компании
  • Аналитическое мышление — умение определять, какие конкретно методики и тренинги подойдут именно для этого коллектива
  • Понимание принципов и пути развития компании
  • Коммуникабельность
  • Стрессоустойчивость (все та же пресловутая работа с людьми)
  • Навыки проведения тренингов, умение выступать на публике
  • Гибкость в работе с людьми

Дополнительные обязанности менеджера по персоналу

Эти обязанности касаются любой из вышеперечисленных специализаций. Как я уже сказала, нередко менеджер совмещает все три специализации или они «плавают» в зависимости от ситуации. Во всяком случае, надо быть готовым, что новоиспеченному эйчару придется:

  • Формировать кадровую политику компании — самостоятельно или вместе с руководством
  • Следить за тем, чтобы штат был укомплектован полностью
  • Принимать решение об увольнении, повышении или понижении в должности сотрудника. Разумеется, с полным обоснованием для руководителя
  • Принимать решение о выплате заработной плате, повышении или понижении для конкретного сотрудника

Плюсы и минусы профессии

Поскольку все эти специализации все же имеют много общего, разберем плюсы и минусы профессии в целом.

Плюсы профессии:

  • Возможность сделать карьеру. Если кратко — дорасти до должности руководителя кадровой службы или собственного агентства по найму сотрудников. Более подробности расскажем ниже
  • Возможности для саморазвития. Профессия кадровика тем и хороша, что на рынке постоянно появляются новые профессии, тенденции, методики оценки — всех их можно и нужно использовать в работе
  • Радость от того, что делаешь компанию лучше, а работу сотрудников — эффективнее. Гордость за тех, кого принял на работу

Минусы профессии:

  • Постоянное общение с людьми, причем с самыми разными. Рунет кишит байками эйчаров о неадекватных соискателях. Да что там — достаточно просто посмотреть некоторые резюме и то ли поплакать, то ли посмеяться от ужаса
  • Иногда бывает сложно донести до руководителя необходимость изменений в компании. Например, попробуйте доказать директору, что его любимчик стравливает коллектив и не приносит никакой пользы! А выбить средства из драгоценного бюджета, чтобы оплатить обучение отдела менеджеров прямо сейчас
  • Ответственность за происходящее в коллективе. Если рекрутер предложил кандидатуру неподходящего сотрудника — ему и отвечать, если тот накосячит

Как стать менеджером по персоналу?

В отличие от новых профессий (например, пикчера), на эйчаров учат и в вузах, и в колледжах. Во многих университетах есть направление «Управление персоналом». Специальность «Менеджмент» тоже подойдет.

Если у вас нет профильного образования, но имеется опыт работы с людьми и вышка по психологии, экономике или социологии — тоже смело можете подавать резюме на желаемую должность. Конечно, потребуется опыт работы.

Наконец, можно отучиться на профильных курсах, которые в изобилии есть в интернете. Это могут быть онлайн и офлайн-курсы в центрах образования или при вузах. Вот некоторые из них:

  • Престиж (Московский центр образования «ПРЕСТИЖ»)
  • «Менеджер по персоналу» при Межрегиональной Академии промышленного и строительного комплекса
  • «Менеджер по персоналу» при Российском институте профессионального образования
  • «Управление человеческими ресурсами» при Современной научно-технологической академии. Подобные курсы можно найти в каждом крупном городе — достаточно изучить предложения поисковиков

Как сделать карьеру менеджеру по персоналу?

Начнем с того, что устроиться на эту должность вообще не проблема. Отделы кадров или вакантная должность рекрутера или делопроизводителя есть практически во всех компаниях. Так что, если у вас есть соответствующие «корочки», путь открыт!

Можно устроиться даже на удаленную работу. Так, по запросу «менеджер по персоналу» на ноябрь 2019 года из 4911 вакансий нашлось 342 предложения удаленной работы.

Если вы новичок, наиболее очевидный и простой способ начать карьеру — устроиться в небольшую компанию или кадровое агентство. Там вы на практике и в короткие сроки освоите все то, чему учили в институте. Также можно попробовать подать резюме в организацию покрупнее — например, помощником менеджера по персоналу или рекрутера.

В дальнейшем, совершенствуя профессиональные навыки и развиваясь, можно переходить в более крупные компании и агентства. Или строить карьеру в одной компании, поднимаясь по карьерной лестнице от младшего помощника до старшего менеджера. А то и до руководителя отдела.

Высшая ступень карьерной лестницы — переход в топ-менеджмент крупной компании. Например, на должность HR-директора. Либо открытие собственного рекрутингового агентства.

Сколько зарабатывает менеджер по персоналу?

Сразу радует большое количество вакансий в открытом доступе. Работу найти легко — вкусные должности не разбираются по своим да нашим (ну разве что иногда).

Разброс зарплаты сами видите — от 40 до 110 тысяч рублей в среднем.

Изучаем вакансии, делаем определенные выводы. В небольших и средних компаниях размер зарплаты составляет в среднем 40–60 тысяч рублей (это в крупных городах).

Если собираетесь претендовать на более высокую оплату, ознакомьтесь с требованиями. Вот какие навыки соискателя хотят увидеть в компании «Легион» (предлагают зарплату от 70 до 110 тысяч рублей).

Обратите внимание, что кандидату придется совмещать работу по всем трем специализациям:

  • Рекрутера (подбор персонала)
  • Кадрового делопроизводителя (ведение документации)
  • Тренинг-менеджера (внедрение корпоративной культуры)

Тренинг-менеджер — чуть менее востребованная профессия. На момент написания статьи на том же сайте-агрегаторе нашлось более 3000 вакансий. Зарплаты по этой специализации в целом выше, что не может не радовать.

Заключение

Итак, если вы решили посвятить себя кадровой службе и стать менеджером по персоналу, перед вами открываются неплохие перспективы.

Получайте высшее образование или проходите курсы, устраивайтесь на первую работу и стройте карьеру!

Содержание
Информация была полезна?
17 оценок, среднее: 4.83 из 5