3D-Generalist – универсальный специалист, владеющий широким набором навыков и знаний, связанных с трехмерной графикой, анимацией, текстурированием объектов и разработкой новых идей и концепций.
Со стороны профессия «3Д-дженералист» выглядит творческой: задач много, проекты требуют разработки спецэффектов и новых персонажей, а каждая индустрия – от рекламы до кино – диктует неожиданные правила и вынуждает разбираться в специфике.
Но на деле ситуация сложнее: 3D-дженералистам приходится разбираться в математике и информатике, просчитывать поведение объектов в кадре, полагаться на реалистичную физику, а вместе с тем продумывать сотни технических параметров.
Кроме аналитического склада ума, специалистам не обойтись и без знакомства с ораторским искусством: часто и именно от способности распределять задачи и мотивировать команду зависит результат работы всей команды художников, сценаристов, дизайнеров и 3D-специалистов, над которыми, как истинный руководитель, и возвышается 3D-Generalist.
Средня зарплата: | 140 000 рублей |
Минимальный срок обучения: | От 15 месяцев |
Описание профессии
Задачи 3D-дженералиста сильно варьируются и напрямую зависят от требований работодателя или заказчика с биржи фриланса: кого-то ждет разработка новых персонажей в Photoshop и скульптинг трехмерных моделей в Zbrush, а кому-то даже рисовать не придется – достаточно воспользоваться уже готовыми чертежами и приступить к заполнению трехмерных сцен.
А потому профессию часто делят на специальности, между которыми часто приходится переключаться. 3D-индустрия выделяет художников, занимающихся разработкой персонажей (Character Artist), специалистов по оружию, механизмам и технике (Hard Surface Artist), окружению (Environment) и даже текстурам (Texture Artist), и спецэффектам (VFX и Technical Artist).
Теоретически, 3D-Generalist контролирует все перечисленные специализации и лично ведет проект от начала и до конца – принимает задачу от заказчика, делит проект на этапы, выдают поручения, контролирует промежуточные результаты, вносит правки, проводит презентации. Степень включения в каждый процесс сильно зависит от места работы – где-то презентациями занимается менеджер или руководитель отдела, а кому-то и обсуждать даже проект и тот не придется.
Кому подходит или какими навыками нужно обладать
Слово Generalist в названии профессии старательно намекает на наличие универсальных навыков и знаний, а потому для быстрого продвижения по карьерной лестнице будущим специалистам предстоит разобраться в следующих сферах профессиональной деятельности:
- Моделировать трехмерные объекты в Zbrush и Blender, по частям собирать антропоморфных персонажей или животных;
- Взаимодействовать с силуэтами объектов, дорабатывать трехмерные сцены, добавлять анимацию для объектов;
- Владеть подходами Low-Poly, Mid-Poly и High-Poly, работать в Substance Designer, проводить рендеринг и текстурирование;
- Стилизовать предметы, добавлять текстуры, настраивать свет и тени, разрабатывать интерфейсы по запросу заказчика.
Кроме профессиональных навыков будущим 3D-дженералистам не обойтись и без набора «софт-скиллов»: английского языка (официальную документацию разработчики почти никогда не переводят, а гайды от зарубежных художников или преподавателей всегда появляются раньше российских аналогов), наблюдательности и насмотренности, терпения и дисциплинированности. Многие 3D-дизайнеры вместе с тем рекомендуют часто менять сферу деятельности, но всегда помнить о теоретической базе.
Сколько зарабатывает 3D-дженералист
Направления в IT-сфере, связанные с 3D-дизайном, «обласканы» работодателями: по статистике с Trud.com даже начинающие (Junior) специалисты способны претендовать на зарплату в 50 000 рублей в месяц (речь в том числе и о тех, кто проходит стажировку). 3D-дженералистов с опытом от года ждут вакансии с заработной платой в 70 000 или даже 100 000 рублей. Руководителям и ведущим дизайнерам в сети часто предлагают ставку в 100 000 или 150 000 рублей.
Если рассматривать предложения от европейских или американских студий, то там контракты подписываются на 1-2 года вперед, а потому офферы часто рассматриваются в индивидуальном порядке и рассчитываются сразу на весь период сотрудничества. Средний уровень заработной платы варьируется, но часто приближается к 45 000 евро/долларов в год (3 750 в месяц).
Насколько востребована профессия
Спрос на 3D-дженералистов, согласно исследованиям из «Бюро статистики труда», за последние годы вырос почти на 20%. Работодатели из многих сфер (дизайн интерьера, кинематограф, архитектура, наука, медицина, игровая индустрия) заинтересованы в талантах 3D-специалистов. И в обозримом будущем, как подсказывают все в том же бюро, спрос увеличится еще на 50%.
Если же от сухой и прогнозируемой статистики перейти к реальным цифрам, то ситуация на российском рынке противоречивая. По запросу 3D Generalist тот же сервис Trud.com выводит всего от 60 до 100 объявлений в месяц. Цифра скромная, но объяснимая: как и во многих Digital-сферах работодатели точно не знают, как «обзывать» некоторые профессии, а потому путаются в формулировках и часто дизайнеров называют художниками, а проектировщиков – моделерами.
Путаница заметна повсеместно, а потому намного продуктивнее сначала заглянуть в раздел 3D Design, а уже после – с помощью фильтров – отсортировать результаты и найти подходящие вакансии.
Универсалов намного чаще ищут зарубежные бренды: там из-за правильной формулировки по запросу 3D Generalist выводится на порядок больше предложений.
И уж каких! Специалистов по графике ждут в Nike, студии Evolve, в Candy и Trigger. Заявки работодатели рассматривают разные – в том числе и от стажеров. А работать бренды часто предлагают или на фрилансе, или даже после переезда в соседнюю страну.
Плюсы и минусы профессии
Тех, кто почти незнаком с индустрией, направление 3D-дизайна весьма ожидаемо привлекает почти неограниченным творческим потенциалом – дескать, каждый художник способен воплощать в жизнь накопившиеся идеи и с легкостью менять мир. Но реальность немного иная: специалисты во многом обязаны полагаться на идеи работодателей и еще чаще решать технические задачи, которые не связаны с искусством. И, если учитывать подобную специфику, то плюсы у профессии следующие:
- Постоянный спрос со стороны работодателей из-за недостатка кадров;
- Внушительная заработная плата (в Европе и США за час платят больше 30 долларов);
- 3D-дженералисты универсалы, а потому способны менять место и сферу деятельности.
Если рассматривать минусы, то 3D-дженералисты достаточно быстро столкнутся со спецификой творческих профессий: то есть, научиться взаимодействовать с коллегами, а вместе с тем – подстраиваться под мнение заказчика, способное периодически идти вразрез и банальной логики, и трехмерного искусства.
Гибкость взглядов предстоит сочетать еще и с работой на перспективу: осваивать профессию предстоит долгие годы (даже курсы от онлайн-школ и те длятся по 20-36 месяцев), а потому перед тем, как приступить к обучению не помешает оценить личное желание погрузиться в индустрию. Ну, и напоследок: 3D-дженералистам не избежать частых кадровых перестановок и долгих стажировок: будущие художники побывают в ассистентах, руководителях и даже консультантах. Но все страдания, рано или поздно, принесут долгожданные плоды.
Как стать 3D-дженералистом
Индустрия требовательна по отношению к начинающим и даже опытным специалистам, представляющим сферу трехмерной живописи. Даже от стажеров работодатели ждут знаний, связанных с визуализацией, анатомией виртуальных персонажей, разработкой окружения, рендерингом.
Часто 3D-дженералистам приходится разрабатывать интерфейсы или вовсе переключаться на задачи, связанные с организацией «производства»: то есть, распределять задачи между командой или общаться с заказчиками.
А потому набирать знания рекомендуется из всех доступных источников. И чем больше опыта и разрозненных навыков за спиной, тем выше вероятность занять подходящую позицию на рынке труда.
Курсы и лекции
Раз уж 3D-дженералистов не «воспитывают» в привычных вузах, то искать наиболее полное представлении о профессии будущим специалистам предстоит на страницах онлайн-школ и образовательных платформ – Skillbox и «Нетология», XYZ. Информация обо всех тематических курсах уже опубликована в блоге. Ниже – «тройка лидеров», представляющих всю индустрию:
Профессия 3D-дженералист. Фундаментальный курс от Skillbox, разделенный на десятки тематических модулей и обучающий будущих профессионалов в течение 24 месяцев. 2-летний путь к мечте включает разбор наиболее популярного софта, знакомство с трехмерной живописью, частичную стажировку и выбор подходящей специализации (кинематограф, игровая индустрия). Дополнительно студентов ждет поддержка от HR-команды, закрытый чат с одногруппниками и обучение английскому языку на платформе КЭСПА.
Профессия 3D-художник. 12-месячный курс от Skillbox, знакомящий новичков с профессиональным софтом — Autodesk Maya, Blender, Houdini, Substance Painter и Photoshop. Насыщенная учебная программа включает, и теорию, и практику, а вместе с тем разрешает подготовить 20 проектов для портфолио, поработать с командой в рамках платформы GameBox, а заодно научиться проходить собеседования и составлять резюме.
Как и на сторонних курсах от Skillbox, у студентов появится шанс пройти курс по английскому языку для работы с зарубежными заказчиками, а заодно заручиться поддержкой кураторов и наставников.
3D-моделирование и анимация. Если курсы от Skillbox сосредоточены вокруг предзаписанных видеолекций, то «Нетология» во время обучения полагается на онлайн-вебинары и воркшопы, транслируемые в реальном времени. Преподаватели в прямом эфире расскажут о 3D и искусстве, научат работать с профессиональным софтом, а заодно разберут весь комплект обязательных навыков, начиная с подготовки трехмерных моделей и заканчивая анимацией.
Курс от «Нетологии» рассчитан на новичков, включает 5 проектов для портфолио, предусматривает поддержку от наставников, и помощь в поиске вакансий.
Комплексные курсы с бесплатным доступом для 3D-дженералистов почти не найти: всему виной разрозненный набор знаний и навыков, требуемых работодателями или прямыми заказчиками. Каким-то студиям не обойтись без специалиста, знакомого с Maya, ZBrush, Houdini, Nuke, а кому-то срочно понадобится топология моделей и фотореалистичная визуализация или подготовка объектов к 3D-печати.
Статьи и книги
Если курсы способны воспитать профессионального 3D-дженералиста с нуля, попеременно прививая недостающие навыки и комплексно развивая насмотренность, наблюдательность и творческое восприятие, то с литературой ситуация сложнее. Будущим специалистам предстоит собрать целую библиотеку с пособиями и книгами, разбирающими особенности цифрового искусства. Знаний понадобится действительно много – хотя бы тех, которые связаны с профессиональным софтом:
- Maya. 3D-редактор, предназначенный для моделирования персонажей, объектов и анимирования заранее подготовленных сцен.
- Houdini. Платформа, заметно упрощающая разработку спецэффектов и анимаций (взрывы, разрушения).
- Photoshop. Не теряющий популярности графический редактор, применяемый 3D-дженералистами для корректировки заготовок, ретуши и компоновки деталей.
- Mari. Универсальный софт, разрешающий разрабатывать трехмерные текстуры высокого с нуля или с помощью специальных шаблонов.
- Zbrush. Основа для трехмерной «лепки»: Zbrush применяется при разработке антропоморфных персонажей, моделей и техники.
- Substance Painter. Редактор, способный наносить текстуры на объекты – грязь, ржавчину или потертости.
- Blender. Молниеносно развивающаяся платформа, применяемая в анимации, обработке моделей и подготовке сложных проектов.
- Marmoset Toolbag. Плагин для работы над итоговым рендером (фотореалистичная картинка, оптимизация контента).
Направление для обучения выбрано?
Пора действовать по достаточно отработанной схеме. Какой именно?
Вот наглядный пример для тех, кто мечтает разобраться в Zbrush: зайти на «Хабр» и посмотреть руководства из раздела «Работа с 3D-графикой», после – переключиться на «Озон» (или «Лабиринт») и найти текстовые пособия от иллюстраторов и специалистов по цифровой живописи. Последний штрих – инструкции и руководства от творческих студий.
Альтернативный источник знаний – официальная документация от разработчиков. Подобный формат обучения подойдет далеко не всем – хотя бы из-за привязки контента к английскому языку (а перевод и не появится), но зато появится шанс разобраться во всех нюансах и хитростях, ведь занятия ведут непосредственно разработчики и приглашенные преподаватели.
И вот пример: на официальном сайте Zbrush предусмотрены обучающие курсы по трехмерному моделированию и скульптингу, доступна подробная документация и даже периодически публикуются платные проекты для тренировки (подписка на месяц – 50 долларов). Последний вариант подойдет специалистам с опытом, решившим разобраться во всех нюансах и тонкостях трехмерной живописи.
Telegram и YouTube-каналы
Профильная литература во многом дает лишь теоретическую базу – знакомит с особенностями академического рисунка, рассказывает о моделировании персонажей, заполнении трехмерного окружения объектами и предметами. Но разобраться во всех перипетиях цифрового искусства «на бумаге» сложно: понадобится или запредельная фантазия или развитое пространственное мышление. К тому же, литература слишком быстро сдает «позиции» из-за редких обновления материалы, выходящего в тираж.
А потому специалисты с опытом рекомендуют чаще взаимодействовать с онлайн-ресурсами:
- Telegram. О 3D в Telegram рассказывают и специалисты из CGTelegram (новости, инструкции для новичков, вебинары, бесплатные плагины), и 3D Papa (прямые эфиры, скидки на курсы, стажировка), и L2Need, где предостаточно рекомендаций, связанных с разработкой трехмерного контента. Перечислить весь набор популярных каналов достаточно сложно, а потому следить за индустрией придется с помощью сервисов для поиска контента в Telegram.
- Youtube. Искать информацию на YouTube стоит по аналогии со статьями и литературой: достаточно обратиться к поисковой строке, а после просмотреть рекомендации. О том же Zbrush подробно рассказывает 3Dshnik, а исчерпывающий гайд по Maya опубликован на канале VideoSmile. Похожие курсы на YouTube ведут специалисты и из смежных областей, вроде CG Allies, разбирающих работу на фрилансе и развитие в рамках игровой индустрии, и Render.Camp, рассказывающих о 3D с точки зрения изобразительного искусства или через призму дизайна интерьера.
Вердикт
3D-дженералистами не рождаются, а становятся: каждому специалисту предстоит пройти тернистый путь к славе. И черпать знания предстоит буквально отовсюду – из статей и гайдов, видеороликов и Telegram-каналов, платных и бесплатных курсов. Во многом на результат профессионального роста повлияют даже не выбранные ресурсы, а заранее сформированная личная специализации.
Сразу стать профессионалом, способным вести проекты, заниматься моделированием трехмерных объектов, а вместе внедрять контент в подготовленные 3D-сцены практически невозможно. Будущему 3D-дженералисту предстоит пройти много промежуточных стадий. И именно наработки в разных направлениях и частые творческие эксперименты и приведут к прогрессу. Попытка же браться за все подряд приведет лишь к потере мотивации и выгоранию.