Кто такой разработчик игр: подробно о геймдеве, карьере и творческих перспективах

Профессия Разработчик игр

Разработчик игр (Game Developer) – специалист, занимающийся разработкой программного кода, состязательных механик и элементов визуального повествования для выпускаемых видеоигр. И новички, и профессионалы, связанные с индустрией Game Development, часто работают в команде – выступают в роли незаменимого звена между звукорежиссерами, художниками, геймдизайнерами и даже копирайтерами, наполняющими будущие виртуальные миры сюжетными перипетиями.

Но и без помощников со стороны разработчики способны на многое: например, на отрисовку персонажей и заполнение трехмерных сцен объектами, на разработку концепций видеоигр и на выбор инструментов для монетизации уже готового контента. Потому-то профессионалы и ценятся на рынке труда и всегда найдут работу.

Но как стать тем самым профи? И с чего начать карьеру?

Настало время разобраться в деталях и взглянуть на профессию с нового ракурса.

Описание профессии

Профессия разработчик игр

Гейм-индустрия всецело вращается вокруг разработчиков видеоигр – тех, кто жонглирует всевозможными игровыми терминами и собирает из персонажей, трехмерных сцен и разрозненных сюжетных идей будущие шутеры, стратегии и головоломки. А потому специалисты и востребованы в студиях, постоянно выпускающих новые проекты.

И, хотя со стороны профессия выглядит практически сказочной, на деле новички недооценивают геймдев и считают возможным всего за пару недель превратиться из геймера в будущего светилу игровой индустрии. Но несколько уроков по Unity, впопыхах пройденных на YouTube, не помогут превратиться в профессионала.

Разработчиков ждет долгий и основательный путь, включающий обязательное знакомство с языками программирования (какими именно – зависит от работодателя и трендов в индустрии, например — C, C++, C#, Java, PHP, JavaScript), игровыми движками, элементами визуального повествования, программированием логикой и внедрением анимаций.

Столь важные для профессии вещи разбираются на курсах, в профильных пособиях и в том числе на YouTube. Но времени на знакомство понадобится очень много, а потому мечту превратить хобби в работу необходимо лелеять, но аккуратно – витая в облаках, велика вероятность растерять мотивацию уже через несколько недель после старта обучения.

Кому подходит профессия и какие навыки понадобятся

Требования к разработчикам видеоигр, как подсказывают вакансии с сайтов рекрутинговых агентств, напрямую зависят от сферы деятельности и конкретного работодателя. Некоторые студии находятся в постоянном поиске специалистов, способных разрабатывать игровые механики вместе с геймдизайнером, а другие рассматривают лишь резюме от разработчиков, знакомых с языками программирования C# и DOTS. Если же попытаться составить какие-то общие требования, то результат выйдет следующий – разработчикам необходимо:

  • Разбираться в языках программирования: подойдет и C#, и C++, и достаточно редкие Java и Ajax, а еще – SQL и MySQL;
  • Писать код, подстраиваться под запросы команды, разбираться в компьютерном оборудовании и интернет-сетях;
  • Просчитывать логику игровых механик с точки зрения математики и физики, добавлять и настраивать алгоритмы;
  • Работать с игровыми движками – Unity или Unreal Engine (но встречаются и альтернативные – в крупных студиях);
  • Следить за индустрией, выдвигать нестандартные идеи, нарабатывать стаж, развивать дополнительные навыки;
  • Выпускать рабочие билды под мобильные операционные системы, браузеры и нестандартную технику.

Периодически работодатели делят навыки и на категории в зависимости от доступных задач. Тех же 3D-разработчиков ждут задачи, сосредоточенные вокруг визуализации мира, а программистов игровых механик – разработка персонажей и правил виртуальных миров. Но такое деление во многом поверхностное – разработчикам в небольших студиях придется буквально разрываться от поступающих и совершенно непредсказуемых задач.

Задачи, которые выполняет разработчик игр

Среди Soft-скиллов работодатели часто выделяют вполне стандартный набор профессиональных качеств, связанных со стрессоустойчивостью, навыками коммуникации и командного взаимодействия.

Периодически всплывают и вакансии с нестандартными пометками – специалистам понадобится мотивация (то есть, желание доводить работу до конца даже по ночам) и критическое мышление.

Сколько зарабатывают разработчики игр

Ситуация с разработчиками видеоигр во многом схожа со специалистами, занимающимися реализацией игровых механик на Unity: те же стабильно высокие зарплаты (по статистике с InGame Job, в России медианная зарплата для гейм-индустрии – от 1 250 до 1 400 евро), тот же не прекращающийся спрос и на новичков, и на профессионалов.

Разработчики игр зарабатывает 120 000 рублей в месяц

Разница между профессиями (в том числе и с точки зрения зарплаты) заметна лишь в незначительных деталях: например, некоторые работодатели платят чуть больше за разработку контента на игровом движке Unreal Engine (от 2 000 евро), а другие с радостью привлекают на стажировку тестировщиков с опытом разработки видеоигр (до 1 000 евро).

Зарплата до 1 000 евро в месяц

Если же рассматривать вакансии на сайтах рекрутинговых агентств, то начинающим C++ разработчикам, знакомым с движками Unity или Unreal Engine, в среднем платят от 800 евро в месяц. Специалистов с опытом ждут предложения с заработной платой от 1 500 евро.

Спрос на разработчиков игр

Встречаются вакансии и объявления для разработчиков и на сайтах фриланс-бирж: на том же Kwork видеоигры разрабатывают за 35 000 или 50 000 рублей. Каждый проект включает концепт, прототип и проработку нескольких дополнительных аспектов – от визуального оформления до звукового сопровождения и тестирования прототипов.

Насколько востребована профессия

Игровая индустрия в США и Европе развивается стремительно быстро – уже к 2025 году, как предсказывают эксперты, геймдев станет еще на шаг ближе к победе над кинематографом. И речь даже не о количестве зрителей, а о выручке: даже незамысловатые головоломки жанра «Три в ряд» за год уже сейчас приносят больше прибыли, чем некоторые голливудские блокбастеры. А потому спрос на разработчиков видеоигр в ближайшие время в мире сильно возрастет.

Вакансии на разработчика игр

Всеобщая лихорадка затронет и Россию: к 2024 году объем индустрии достигнет 2.8 миллиардов долларов. Результатом роста индустрии станет и увеличение количества вакансий на сайтах рекрутинговых агентств и перераспределение ролей в гейм-индустрии.

Например, совсем скоро обязательно появятся новые профессии (те же кураторы онлайн-школ для киберспортсменов, разработчики игровой логики, VR или AR-тестировщики), а на том же HH начнет еще быстрее развиваться раздел «Подработка». Именно там некоторые работодатели находятся в поисках разработчиков, геймдизайнеров на конкретные проекты и разовых заданий – без полноценного трудоустройства.

Если же не смотреть в переменчивое будущее, то сейчас разработчикам видеоигр доступно от 200 до 400 вакансий, публикуемых каждый месяц на Habr, Head Hunter и SuperJob. Показатель не самый выдающийся, но и крупных студий, выпускающих новые проекты во время действия санкций и финансовых ограничений, на территории Российской Федерации не так-то и много.

Плюсы и минусы профессии

Разработчики востребованы на рынке труда, много зарабатывают и всецело поддерживаются работодателями премиями, медицинской страховкой и гибким графиком. Но перечисленные преимущества лишь верхушка айсберга – профессия скрывает и совсем неожиданные бонусы:

  • Стабильный карьерный рост: разработчики развиваются и по вертикали (Team Lead, Гейм-архитекторы), и по горизонтали – DevOps, UI, Backend;
  • Игровая индустрия предусматривает разработку контента с помощью No-Code инструментов и без единой строчки кода;
  • Геймдев постоянно подкидывает нестандартные творческие задания, связанные и с разработкой персонажей, и с реализацией игровых механик;
  • Профессия не ограничена вакансиями на сайтах рекрутинговых агентств и нуждается в разовых специалистах (этакая халтура для разработчиков);
  • Специалисты с опытом часто получают приглашения от зарубежных студий и строят карьеру за границей;
  • Мечту превратить хобби в работу в геймдеве реализовать намного легче, чем кажется (но и потрудиться обязательно придется).

Недостатки у профессии по меркам игровой индустрии достаточно предсказуемые. Речь и повальной конкуренции (сложнее всего приходится новичкам и стажерам – пробиться в студию без портфолио и наработанного опыта практически невозможно), и о постоянном стрессе, который связан с переработками, творческими спорами и идеологическими разногласиями.

Не менее важная проблема – количество крупных студий, связанных с геймдевом в России. Даже специалистов с опытом в 99% случаев ждет сотрудничество с инди-студией, едва ли претендующей на скорой выпуск конкурента League of Legends или Counter-Strike.

Встречаются и «локальные» сложности: например, разработчикам периодически приходится занимать должности, связанные с тестированием или продвижением выпускаемых проектов (в инди-студиях такое распределение ролей встречается достаточно часто из-за нехватки сотрудников), а еще – постоянно следить за трендами и внешним миром.

Как стать разработчиком игр

Профильных ВУЗов, рассматривающих игровую индустрию, как подходящее направление для обучения, в России до сих пор практически не найти (исключение — МГТУ им. Г.И. Носова, МИТУ, ДГТУ, МИДиС в нескольких городах страны). Геймдев в стране до сих пор ассоциируется лишь с онлайн-курсами, тематической литературой и плейлистами на YouTube. А потому тех, кто еще не выбрал ВУЗ, ждут образовательные компромиссы.

Например, студентам никто не мешает поступить в МФТИ, МГУ или какое-нибудь региональное учреждение со специальностями, связанными с информатикой, вычислительной техникой или высшей математикой. Полученных в ВУЗах знаний вполне достаточно для быстрого прохождения курсов (и с теми же языками программирования заново разбираться уже не придется) и трудоустройства. Но и без полноценного бэкграунда стать частью профессии вполне реально. Как именно – подробности ниже.

Платные курсы

Расширенная подборка курсов для будущих и практикующих разработчиков видеоигр ранее уже публиковалась на страницах блога. Список из 40 учебных программ до сих пор включает и полноценные профессии (с обучением в 12-24 месяцев и подробным разбором каждого аспекта производства развлекательного контента), и конкретные навыки – например, связанные с монетизацией развлекательных проектов, разработкой интерфейсов и реализацией нестандартных игровых механик.

Пройти все курсы сразу не выйдет, а потому редакция блога выделила 3 учебные программы, способные эффективно воспитать будущих профессионалов:

  • Профессия «Разработчик игр на Unity с нуля до Middle». Фундаментальный курс от Skillbox с целой коллекцией проектов для портфолио, гарантией трудоустройства и дополнительными факультативами для студентов («Система контроля версий GIT», «Веб-верстка», «Английский для IT-специалистов»). Учебную программу преподаватели разделили на этапы и тематические модули, разбавили вебинарами, командными и индивидуальными проектами. Финальных этапов, связанных с защитой дипломного проекта, несколько – по каждой специальности.
  • Профессия «Разработчик игр на Unity». 10-месячный курс от «Нетологии», нацеленный и на новичков, еще незнакомых с индустрией, и на Junior-специалистов, решивших систематизировать знания и обновить портфолио. Во время обучения студенты подготовят с десяток проектов – и индивидуальных, и командных, а вместе с тем – познакомятся с экспертами индустрии и разберутся в современном искусстве. Курс преподаватели дополнили подборкой Soft Skills, а еще – факультативами, сосредоточенными вокруг основ геймдизайна и правил разработки многопользовательских шутеров.
  • «Факультет разработки игр на Unity». Профессия от GeekBrains, всецело направленная и на новичков, и на специалистов с опытом. За 18 месяцев (вебинары – каждую неделю) студенты разберутся в Unity, научатся писать код на C#, тестировать идеи и экспериментировать над игровыми механиками. Учебную программу преподаватели разделили на несколько блоков: некоторые – подготовительные, другие же связаны с выбором специализации и включают командные и индивидуальные проекты. Обучение на курсе дополнено тематическими факультативами, занятиями с наставником и преподавателями, а еще – личными карьерными консультациями и заданиями повышенной сложности. Финальный этап – защита дипломной работы и подготовка к трудоустройству.

Бесплатные курсы, лекции и вебинары

Встречаются в сети и бесплатные курсы для будущих разработчиков видеоигр: пусть и достаточно поверхностные (на таких интенсивах рассматриваются лишь базовые механизмы геймдева), зато наглядные и крайне разнообразные. Те же специалисты из «Яндекс.Игры» каждый месяц знакомят студентов с игровым движком Unity, монетизацией развлекательных проектов и тестированием прототипов.

По схожему сценарию с новичкам взаимодействуют и преподаватели из онлайн-школы XYZ: знакомят с индустрией, языками программирования и современными трендами. Например, новичкам на выбор доступны курсы по C#, мобильной разработке, движку Unreal Engine.

Альтернатива школе XYZ – курсы на YouTube. Сотни плейлистов о геймдеве уже доступны всем тем, кто давно мечтал стать на шаг ближе к новой профессии.

Подойдут новичкам и рекомендации из уже доступной в блоге статьи для Unity-разработчиков: там предостаточно ссылок и на курсы для новичков, и для тех, кто собирается разобраться в еще неизвестных областях гейм-индустрии – анимации, звуковом сопровождении или интерфейсах. И куда же без погружения в GameDev без знакомства с физикой, дизайном и игровыми механиками? На сайте ItProger уже доступны тематические подборки для будущих специалистов.

Книги, Telegram-каналы и дополнительные ресурсы для разработчиков игр

Практикующие разработчики рекомендуют знакомиться с игровой индустрией и с помощью тематической литературы – и речь не об официальной документации для движков Unreal Engine и Unity, но и о художественных книгах, и о публицистике.

Майк Гейг посвятил игровой индустрии пособие «Разработка игр на Unity за 24 часа», Джесси Шелл подробно рассказывает о «Геймдизайне», а на страницах руководства «Мультиплатформенная разработка C#» найдутся советы и для новичков, и для профессионалов.

С творческой стороны геймдев разбирается в книгах «Кровь, пот и пиксели» от Шрейера Джейсона, «Гены гения» от Хидео Кодзима и в «Маркетинг игр» от небезызвестного Сергея Галенкина из Epic Games. А разобраться в истории развлекательного искусства намного проще, если под рукой – «Hey! Listen! Путешествие по золотому веку видеоигр» от Стива Макнила.

Секреты геймдева разбираются и в Telegram – об игровой индустрии и карьерных перспективах будущих разработчиков видеоигр рассказывают сотни практикующих специалистов. Но подписываться на все каналы совсем необязательно: в списке ниже – подборка из 5 наиболее любопытных сообществ с новостями, рекомендациями и необычными идеями:

  • «Геймдев, который мы заслужили». Классика жанра из мира Telegram-каналов: внутри – тысячи публикаций о геймдеве с нескольких сторон, включая маркетинг, мобильную разработку и мировые тренды.
  • «Разработка игр». Ненавязчиво, а часто в развлекательной форме об игровой индустрии. Почти каждую неделю на канале разбираются разные темы, даются рекомендации и инструкции для тех, кто только погружается в геймдев.
  • «Работа в геймдеве». Целая платформа с вакансиями для начинающих и практикующих специалистов. Кроме вакансий на канале периодически появляются объявления с разовыми заказами.
  • «Книги для программистов». Цифровая коллекция книг по программированию и электронных пособий для разработчиков видеоигр и представителей развлекательной индустрии.

И еще: следить за индустрией намного легче с помощью специальных ориентиров – форумов, сайтов и тематических площадок. Например, о разработке игр часто рассказывают на сайте «Habr», вопросы новичков разбирают на страницах «Яндекс.Кью», а новостей предостаточно в блоге Сергея Галенкина.

Вердикт

Игровая индустрия в России даже сейчас находится в стадии стабильного роста, но в ближайшее время, как предсказывают эксперты, построить карьеру в геймдеве станет еще проще.

Совсем скоро на сайтах рекрутинговых агентств появятся новые вакансии, а в Steam начнут намного чаще появляться проекты от российских коммерческих и государственных студий.

И раз уже эра развлекательного контента приближается настолько быстро, то почему бы не стать на шаг ближе к мечте и не приступить к обучению?

Уже через 9-12 месяцев у выпускников тематических онлайн-курсов появится шанс найти работу и построить карьеру в IT. И лучше поторопиться – желающих разработать новую часть Call of Duty, Battlefield или даже Mafia с каждым днем становится только больше.

Сергей Смирнов

Предприниматель, интернет-маркетолог и автор блога. Зарабатываю в Интернет с 2008 года. Подробнее о том, как я создаю пассивные источники дохода...

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий