Кто такой режиссер монтажа: чем занимается главный человек в постпродакшне и сколько зарабатывает

Кто такой режиссер монтажа

Режиссер монтажа – специалист, превращающий сотни часов отснятого видеоматериала в телевизионные ролики, видеосюжеты, рекламные заставки и даже музыкальные клипы.

И в работе специалисты лишь частично полагаются на технические навыки: режиссеры монтажа лично выстраивают кадр, продумывают порядок визуального повествования, добавляют спецэффекты и даже влияют на итоговый сюжет развлекательного или информационного контента.

Профессия действительно предполагает множество задач. Но постоянные творческие поиски и профессиональные обязанности режиссерам монтажа приходится совмещать еще и с навыками коммуникации, высочайшим уровнем ответственности и собственным желанием реализоваться в индустрии.

Но за такой вклад в профессию обязательно заплатят. И не работодатели, а зрители. Так почему бы не попытать счастья в необычной и крайне востребованной профессии? Ниже – подробный разбор всех деталей, включая зарплату, обязанности и способы обучения для дальнейшего трудоустройства.

Описание профессии

Чем занимается режиссер монтажа

Раньше режиссеров монтажа часто сравнивали с классическими видеомонтажерами – теми, кто уже на конечной стадии производства видеоконтента склеивает разрозненные кадры, добавляет визуальные переходы, накладывает музыку, текст и графические эффекты. Но со временем профессии стали все чаще разделять. В итоге режиссеры все чаще командуют видеомонтажерами (и другими коллегами из творческой команды), а вместе с тем разбираются уже с другими обязанностями.

И речь непосредственно о визуальном повествовании. На последнем этапе постпродакшна режиссеры способны с легкостью «выкидывать» лишние кадры из видеороликов, менять озвучку персонажей и даже перестраивать подачу информации. И, если видеомонтажерам о подобных нововведениях необходимо докладывать работодателям, то от режиссеров подобных решений ждут без лишних споров и диалогов.

Умение принимать необычные решения и влиять на результат творчества выделяет профессию среди похожих и открывает перед специалистами невиданный простор для реализации. Уже сейчас режиссеры способны продумывать рекламные ролики, музыкальные клипы и даже контент для YouTube и TikTok по запросу видеоблогеров. Весь мир, как на ладони, и именно на постпродакшне решается судьба зрителей!

Кому подходит и какими навыками нужно обладать

Требования к режиссерам монтажа у работодателей схожие: по статистике с HeadHunter, даже начинающие специалисты обязаны владеть целым набором профильных инструментов (начиная с DaVinci Resolve или Adobe Premiere Pro и заканчивая After Effects, Adobe Audition), а еще – разбираться в цветокоррекции, дизайне звука и правилах визуального повествования.

Кроме общих «пожеланий», встречаются и частные: некоторым студиям, например, недостает креативщиков, способных из отснятого материала выстраивать сюжеты для рекламных заставок и киношных трейлеров, а после – с помощью того же Photoshop – с нуля разрабатывать инфографику или текстовые заставки.

Несмотря на идеологические и тематические расхождения в требованиях в разных вакансиях, от режиссеров монтажа больше ждут фундаментальных знаний сразу в нескольких творческих областях. Если похожие основы уже «привиты» (на этапе обучения или на практике), то и с остальными навыками проблем не возникнет. А уж режиссерам в работе придется сталкиваться с целой коллекцией вещей:

  • Обработка отснятого материала, работа с визуальными эффектами, выбор музыки, подготовка титров, всплывающих надписей и графических переходов;
  • Настройка аудио: сведение нескольких дорожек, очистка записей от шума и лишних звуков, выбор подходящего звучания под каждую сцену;
  • Профессиональная цветокоррекция: от выбранной стилистики кадра часто зависит восприятие итогового материала;
  • Постоянное взаимодействие со зрителем: монтажеры обязаны разбираться в основах драматургии и знать, как доносить мысли до зрителей.

Вместе с художественными и творческими навыками специалистам понадобится и техническая подготовка. Режиссерам монтажа не обойтись без инструментов для обработки видеороликов, цвета и звука. Желательно владеть и Adobe Premiere Pro для проведения базового или профессионального монтажа, и Vegas Pro для корректировки звука и подготовки графических элементов (3D-Motion), и Adobe After Effects для компоновки кадра и взаимодействия со слоями и масками.

Дополнительный же софт, который пригодится в работе режиссерам, зависит от работодателя или коллег, входящих в состав творческой команды. Порой режиссерам приходится разбираться даже в Photoshop для верстки статичных элементов графики, а иногда – продумывать сюжет будущих видеороликов. Но намного чаще в творческих командах для таких целей предусмотрены соответствующие специалисты.

Сколько зарабатывает режиссер монтажа

Зарплаты в профессии зависят от сферы деятельности. Меньше всего, как подсказывают вакансии с сайтов рекрутинговых агентств, платят телевизионщикам – тем, кто сотрудничает с телевизионными студиями и готовит контент для будущих развлекательных и информационных передач. Платят таким специалистам до 60 000 рублей в Москве, а в регионах – до 45 000 рублей.

Следующая карьерная ступень – рекламные ролики и кинематограф. Там ставки плавающие, но профессионалам часто платят до 100 или даже до 150 тысяч рублей. Встречаются и разовые заказы, оплачиваемые работодателями в тот же день. Речь о сотрудничестве со съемочными группами и о монтаже контента, прямо не отходя от «кассы» (каждая смена – до 10 000 рублей).

На вершине карьерной лестницы режиссеры монтажа, которые сотрудничают с блогерами-миллионниками (YouTube и TikTok звезды платят до полумиллиона рублей за насыщенный съемками месяц) и снимают кино. И уж последнюю категорию не измерить с финансовой точки зрения – там платят не за потраченное время, а за итоговый результат.

Насколько востребована профессия

Режиссеры монтажа, как подсказывает статистика с зарубежных сайтов рекрутинговых агентств, вроде GlassDoor, крайне востребованы на рынке труда: ежемесячно сотни студий разыскивают и начинающих, и опытных специалистов. Но в России подобный ажиотаж практически незаметен: на HeadHunter для режиссеров не более 200 вакансий в месяц, а на «Яндекс.Работе» и того меньше.

Неужели профессионалы никому не нужны?

Ни в коем случае. Всему виной – расплывчатые маркировки профессий (работодатели до сих пор аниматоров, видеомонтажеров и режиссеров «складывают в одну корзину), а вместе с тем – быстро меняющиеся каналы связи. Режиссеров редко ищут на Head Hunter и намного чаще на тематических площадках, вроде Kto.TV.

Судить о востребованности профессии намного проще по количеству профильных специальностей в российских ВУЗах: о кино, режиссуре и монтаже рассказывают и в «Московской Школе Нового Кино», и в ГИТР, и традиционно во ВГИК имени А. С. Герасимова. Тысячи преподавателей по всей стране постоянно воспитывают будущих режиссеров, монтажеров и специалистов-телевизионщиков. И студентов, поступающих в подобные ВУЗы с каждом годом, лишь прибавляется.

Выборка с бирж фриланса рисует не менее привлекательную картину: спрос на режиссеров монтажа на том же Kwork растет практически не переставая. Каждую неделю заказчики ищут специалистов, способных обработать звук, подготовить заставку для видеоролика или провести базовый видеомонтаж.

На профильных сайтах, вроде Kto.TV заказов меньше, но там требуются уже сформировавшиеся специалисты – видеооператоры, режиссеры и монтажеры. Но даже там объявления появляются почти каждый день, а профессионалов растаскивают по проектам за несколько часов.

Плюсы и минусы профессии

Режиссер монтажа – творческая профессия, открывающая перед специалистами практически неограниченные карьерные перспективы. Но постоянный профессиональный рост и бесконечный простор для реализации – лишь верхушка айсберга. У профессии предостаточно и других преимуществ:

  • Режиссеры монтажа востребованы на ТВ, в киноиндустрии, в маркетинге и даже на YouTube: у специалистов с опытом проекты расписаны на долгие месяцы вперед;
  • Профессионалы часто разъезжают по городам, знакомятся с блогерами и журналистами, шоуменами и звездами кино;
  • Режиссеры монтажа полноценно вмешиваются в сюжет: лично влияют на повествование в видеороликах и подачу информации;
  • Многие специалисты совмещают работу в студиях с фрилансом – обрабатывают видеоролики, проводят цветокоррекцию, настраивают звук.

Недостатки у профессии достаточно привычные по меркам развлекательной индустрии. Работа у режиссеров наполнена стрессом и творческими разногласиями: специалистов ждут долгие споры с заказчиками и коллегами, частые переработки и постоянные правки уже готового материала.

Вторая проблема – непредсказуемые требования: некоторые работодатели вынуждают режиссеров монтажа взаимодействовать с операторами прямо на съемочной площадке и посещать различные мероприятия, а другие – подбирать оборудование, составлять смету и даже настраивать свет на сцене.

Не меньше сложностей поджидает и новичков: без проектов в портфолио не найти работу, а сразу после выпуска (речь и о ВУЗах, и об онлайн-школах) едва ли появится шанс заслужить даже место для прохождения стажировки в региональной студии. И такие творческие поиски на старте карьеры займут достаточно много времени.

Как стать режиссером монтажа. Онлайн-курсы и профильное образование

Расширенная подборка курсов для будущих специалистов уже публиковалась на страницах блога: внушительный список из 20 учебных программ до сих пор нацелен и на новичков, еще незнакомых с индустрией, и на профессионалов, решивших систематизировать знания, обновить портфолио и попрактиковаться в монтаже.

Доступны в подборке и курсы для выпускников профильных ВУЗов, заинтересованных или в смене сферы деятельности (например, появилась идея перерасти из актера в режиссера монтажа), или в дальнейшем развитии в рамках карьеры.

Речь и о профессии «Режиссер видеомонтажа» от ВШКиТ «Останкино» (у студентов появится шанс встретиться с известными телеведущими и сценаристами), и об учебной программе «Режиссура монтажа» от Pro-Vision Cinema с командными проектами и постоянной практикой.

Тем же, кто решил сменить профессию полностью, обязательно подойдут курсы от Skillbox и «Нетологии»: представленные ниже рекомендации станут основой для будущих творческих подвигов и неожиданных художественных открытий.

Профессия «Режиссер монтажа»

Фундаментальный курс от Skillbox, разделенный на 72 модуля и включающий целый набор видеолекций о режиссуре, истории кино и визуальном повествовании. Кроме теории предусмотрена и практика: студенты разберутся в профессиональном софте для монтажа (Adobe Premiere Pro, DaVinci и Avid), подготовят серию видеороликов (клипы, фильмы, репортажи, рекламные ролики) и поработают в команде с одногруппниками.

Выпускников курса ждет стажировка в проекте «Видеомастерская», бонусные лекции от экспертов индустрии и год английского языка от онлайн-школы КЭСПА для работы на фрилансе с зарубежными заказчиками.

«Режиссер видеомонтажа»

Насыщенный практикой курс от «Нетологии» с вебинарами, командными и индивидуальными проектами, масштабной дипломной работой и целой коллекцией промежуточных испытаний. За время обучения студенты подготовят документальный репортаж для публикации на YouTube, проведут цветокоррекцию клипа, а заодно разберутся с монтажом звука для популярного подкаста.

Подготовленные проекты специалисты «Нетологии» рекомендуют сразу добавлять в портфолио, а вместе с тем – постоянно практиковаться в Adobe Premiere, Adobe After Effects, Adobe Audition, DaVinci Resolve: так шансы найти работу сразу после выпуска резко возрастут.

«Основы монтажа»

Подготовительный курс от Skillbox старательно знакомит новичков с индустрией: рассказывает о монтаже видеороликов в Adobe Premiere, обучает правилам цветокоррекции и работы с титрами. Обучение проходит онлайн: за 3 месяца студенты несколько раз «встретятся» с преподавателями на прямых эфирах, подготовят несколько индивидуальных проектов вместе с наставниками, и защитят дипломную работу.

Бонусов для студентов у Skillbox несколько: парочка бесплатных факультативов («Параметры шрифтов», «Выбор специальности», «Теория монтажа»), год английского языка от онлайн-школы КЭСПА, помощь с подготовкой резюме перед трудоустройством.

Бесплатные курсы, книги и Telegram-каналы для режиссеров монтажа

Бесплатно о режиссуре монтажа, кинематографе и постпродакшне рассказывают на курсах от Skillbox и «Нетологии»: например, на вступительных лекциях учебной программы «Семь раз отрежь!» студенты познакомятся с раскадровкой, эффектом Кулешова, титрами и правилами визуального повествования.

А у «Нетологии» на бесплатном интенсиве разбирается положение режиссеров монтажа на профессиональном рынке труда (зарплата, профессиональные перспективы, творческие тренды).

По схожему сценарию – порой поверхностно, а иногда только с технической или с художественной стороны – профессию рассматривают и на курсах, встречающихся на YouTube или даже в социальной сети «ВКонтакте»: речь и о «Введении в профессию» от Profile School, и о подкасте «Режиссер монтажа», и о вебинарах для фрилансеров о кино, визуальных хитростях и сборке видеороликов.

Альтернативный подход

И совсем необязательно искать какие-то комплексные курсы – начать погружение в профессию никто не мешает с небольшого и собственноручно организованного теста. Например, почему бы не подготовить с нуля трейлер для любимого фильма? Склеить парочку кадров, подобрать музыку, вывести титры, разделить повествование на кадры?

Несложное задание желательно подкрепить лекциями по профессиональному софту (Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects, Adobe Audition, DaVinci Resolve) и общими рекомендациями от практикующих специалистов («Теория монтажа» и «Практика монтажа»), а там уж останется поделиться результатом с друзьями и собрать рецензии.

На заметку

Альтернативный способ погрузиться в искусство – профильная литература. Многие критики и практикующие режиссеры рекомендуют начать знакомство с профессией с книг «Кради как художник» от Остина Клеона и «101 урок, который я выучил в киношколе» от Мэттью Фредерика. После мнения расходятся.

Кто-то рекомендует вдохновляться популярными личностями, вроде Дэвида Линча и Тарантино со Скорсезе и перенимать идеи, а кому-то важно напомнить не об эфемерности профессии, а о реальных навыках и талантах, которые развиваются только на личном опыте.

Режиссеры обязаны разбираться в технической части монтажа (как все работает часто рассказывает Джастинг Чанг), цвете и визуальном восприятии (классиков несложно найти на Ozon), а еще – в сценариях и постановке. В последних случаях секреты вдохновения и работы скрываются на страницах книг «Пишется!» от Александра Молчанова и «Голливудский стандарт» от Хейгла Майкла.

И еще: черпать информацию никто не мешает и из чуть менее «серьезных источников». Разобраться в кино, режиссуре и монтаже вполне реально и с помощью Telegram-каналов. Многие блогеры стараются рассказывать об искусстве: например, на канале «Смотреть и видеть» собраны рецензии и разборы голливудских, на страницах «Кинокостюмы для чайников» разбираются актерские образы, а Лиса Астахова читателей и вовсе погружает в индустрию с собственного ракурса.

Вердикт

Современные режиссеры монтажа перестали ассоциироваться лишь с голливудскими блокбастерами и российским кинематографом: все чаще специалистов привлекают для работы над рекламными видеороликами, тематическими заставками и телевизионными видеосюжетами. Пользуются спросом режиссеры и у блогеров – многие YouTube-звезды сотрудничают с экспертами индустрии и вместе готовят развлекательный или информационный контент для собственной публики.

И смена трендов лишь на руку и индустрии в целом (новые проекты, неожиданные идеи, любопытные коллаборации), и профессии в частности: для режиссеров всегда найдется работа – или в творческой студии, или на фрилансе. А, значит, незачем беспокоиться о перспективах – специалисты никогда не выйдут из моды.

Сергей Смирнов

Предприниматель, интернет-маркетолог и автор блога.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку моих персональных данных на условиях и для целей, определенных в этой форме сбора персональных данных, а также подтверждаю ознокомление с текстом политики конфиденциальности.