Меню
Каталог
Каталог
Все статьи
Маркетинг

Профессия «SEO-специалист»: кто это и сколько зарабатывает (обзор интернет-профессии)

Для многих SEO и профессия SEO-специалиста покрыта тайной и непонятными терминами. Однако на деле всё просто. Рассказываем, кто такой SEO-специалист и как им стать, разбираемся в плюсах и минусах профессии.

Владислав Громов Владислав Громов SEO-специалист
Профессия «SEO-специалист»: кто это и сколько зарабатывает (обзор интернет-профессии)

Область деятельности SEO-специалиста

  • Всесторонний (технический, поисковый, контентный, юзабилити) анализ и аудит целевых сайтов с целью выявления их преимуществ и недостатков
  • Подготовка списка задач (первостепенных и дополнительных), которые позволят продвинуть сайт на необходимые (часто — согласованные с клиентами) позиции в поисковой выдаче «Яндекса» и Google
  • Конкурентный анализ с целью понять, какие клиенты используют в работе знания и инструменты. Выявление в их работе сильных и слабых аспектов
  • Непосредственно внешняя (работа с позициями в выдаче и внешними площадками) и внутренняя (внесение в тексты необходимых ключевых фраз, написание новых текстов, рерайт старых и тому подобное) оптимизация сайта
  • Поисковое продвижение сайта с использованием собственного опыта и автоматизированных инструментов SEO
  • Оптимизация и расширение контента по ходу продвижения
  • Перманентное отслеживание поисковых алгоритмов и изменение плана работ с их учетом
  • Общение с менеджером, начальником или непосредственно с клиентом плюс постоянное предоставление отчетов за определенный период (день, месяц, год) о проделанной работе, ее результатах и тому, что нужно делать дальше
  • По необходимости взаимодействие с копирайтерами — постановка ТЗ на тексты, контроль, прием работ от них и размещение материалов на сайте
  • Иногда — отслеживание информации на соответствие специфическим (юридическим, медицинским, финансовым и тому подобным) требованиям. Это особенно актуально для SEO-специалистов, которые работают с соответствующими ресурсами

Вслучае, когда SEO-специалист является фрилансером, сюда добавляется еще одна его обязанность — поиск клиентов.

Описанный выше перечень задач не является фиксированным — он будет каждый раз меняться в зависимости от типа ресурса (корпоративный сайт, интернет-магазин, одностраничник и так далее), целей продвижения, бюджета заказчика и многого другого. Фрилансерам от SEO приходится делать много разных действий, поэтому в их работе часто можно встретить четкое нишевание. Например:

  • Наращивание ссылочной массы — так называемый линкбилдинг. Здесь специалист работает над размещением ссылок на исковый сайт со сторонних (трастовых) ресурсов. Работа состоит в том, чтобы отыскать такие площадки, изучить их, договориться с владельцами (на основе взаимообмена или на платной основе) о размещении и мониторить ссылки на корректность размещения и работоспособность
  • Составление семантического ядра. Здесь специалист готовит полный список ключевых фраз для искомого сайта — группирует их, отсеивает мусорные запросы, распределяет по релевантности разным страницам сайта
  • SEO-копирайтинг. Здесь специалист пишет или заказывает оптимизированные под требования поисковых систем тексты и проверяет, насколько хорошо они показывают себя в поисковой выдаче
  • Общая SEO-стратегия. В основном эту задачу выполняют менеджеры проектов, которые общаются с клиентами, решают с ними денежные вопросы, составляют планы продвижения и контролируют всех вовлеченных в продвижение специалистов

Нишевание требуется тогда, когда проект сложный и над ним работает целая команда специалистов. Если говорить о небольших студиях или отдельных специалистах, то там, как правило, один и тот же человек решает сразу несколько задач.

Неплохо погрузиться в то, что же все-таки делает SEO-специалист, поможет современное издание книги Игоря Ашманова «Оптимизация и продвижение в поисковых системах».

Непрофильные задачи SEO-специалиста

Часто случается, что руководство или клиенты не полностью или совсем не понимают, что именно должен делать специалист по оптимизации. Как следствие этого — предъявляемые требования, которые не имеют к SEO никакого отношения.

С этим, в частности, связано недоумение, которое испытывают начинающие специалисты, которые ищут вакансии и читают про обязанности, которые в принципе должны выполнять другие специалисты.

Между тем, есть задачи, которые «сеошник» не должен выполнять, однако к его опыту они окажутся только плюсом:

  • Дизайн и верстка сайтов
  • Разработка рекламных кампаний
  • Написание текстов
  • Системное администрирование (отслеживание работоспособности сайта)

Дело каждого, как относиться к этим обязанностям — если их выполнение предполагает соответствующую оплату труда, то это отличный шанс для SEO-специалиста прокачать профессиональные навыки в разных интернет-областях.

Soft skills SEO‑специалиста

Выше мы рассмотрели так называемые hard skills «сеошника» — его набор профессиональных навыков и умений, непосредственно связанных с работой. В этом разделе рассматриваются «мягкие навыки», связанные с коммуникативной и организационной стороной работы:

  • Легкая обучаемость и желание регулярного профессионального саморазвития. SEO меняется ежедневно, поэтому без этого навыка невозможно успешно работать в сфере
  • Постоянное применение теории на практике. «Съездил на профильную конференцию — вернись и примени в работе»
  • Природное любопытство и особое чутье на тренды
  • Способность аналитически и стратегически мыслить плюс способность к сбору, структурированию и обработке огромных массивов информации
  • Желание и умение работать в коллективе, постоянное общение с коллегами с целью лучше узнать их работу и привнести самое лучшее в свою
  • Терпеливость. В SEO результаты порой можно увидеть через месяцы, преодолев скепсис руководства, а главное — заказчиков
  • Умение учитывать детали, высокая степень концентрации на работе. Например, сбор семантического ядра — даже при использовании автоматизации — очень рутинная операция, требующая большой усидчивости и внимательности
  • Способность к адекватной реакции на неудачи в работе и умение их учитывать в дальнейшем. Алгоритмы поисковых систем постоянно меняются, поэтому SEO-специалист вынужден постоянно искать пути и способы поддерживать ресурс в стабильно эффективном состоянии с точки зрения поискового продвижения
  • Устойчивость к стрессам. Они поджидают специалиста как в работе, так и при анализе результатов и в отчетном периоде, когда что-то или все идет не так

В принципе, описанные «мягкие навыки» нужны для подавляющего числа профессий. И главный из них — неизменное желание работать в SEO.

Плюсы работы SEO-специалиста

  • Востребованность профессии. Грамотный специалист по продвижению без проблем найдет для себя работу в компании любого размера, а также как фрилансер. Часто можно увидеть и услышать, что «сеошники» работают удаленно и при этом свободно путешествуют и живут там, где просто не найти подобную работу рядом
  • Перспективы карьерного роста. Очевидно, что интернет как развивался, так и будет развиваться. На отечественном рынке есть и появляются компании и отдельные дельцы, которые конкурируют между собой. Им необходимы специалисты, которые смогут продвинуть их бизнес в сети и победить в конкурентной борьбе. Тут нельзя не вспомнить, какие бои в поисковиках разворачиваются, например, по запросу «пластиковые окна Москва купить»
 

Нужно проделать колоссальную работу, чтобы оказаться в топе выдачи по этому запросу:

  • Карьерный рост. Вы вполне можете прийти стажером на поисковое продвижение и со временем стать начальником SEO-отдела или вообще основать свою студию. Часто бывает, что SEO-специалисты превращаются в веб-аналитиков и даже интернет-маркетологов, которые знают «все и вся» в цифровом маркетинге
  • Хорошие зарплаты. На скриншоте вы увидели, какой может быть заработная плата специалиста по поисковому продвижению. Ее размер сильно зависит от региона, оплаты работы и конкретного работодателя. В среднем вилка зарплат находится в диапазоне от 400 до 1 500 долларов США. Естественно, топовые оптимизаторы получают зарплаты на порядок больше названной суммы
  • Постоянно появляются новые проекты. SEO предполагает решение разных задач, поэтому каждый раз специалист сталкивается новыми условиями работы, уровнем их сложности и ожидаемым эффектом. Все просто — чем интереснее и сложнее очередной проект, тем больший опыт (иногда — независимо от результата) получает исполнитель

Минусы работы SEO-специалиста

Будет нечестным умолчать о них в статье. Другое дело, что многие из них одновременно являются преимуществами профессии, а другие просто не принимаются во внимание теми, кто однозначно хочет посвятить время этой работе:

  • Главным недостатком можно назвать очень быстрое изменение сферы — если раньше можно было просто «напихать» в текст максимальное число ключевых фраз и это реально работало, то сегодня за такое вы просто вылетите (очень возможно — навсегда) из поисковой выдачи, что уж говорить о «топе»

Здесь не выйдет бесконечно использовать какой-то один инструмент и все время оставаться «на коне». Работающие в поисковой оптимизации постоянно развиваются, узнают тренды, избавляются от неработающих инструментов (тут нельзя не вспомнить, как долго многие специалисты не могли отказаться от мысли, что бездумное наращивание ссылочной массы с закупкой ссылок на бирже больше не работает).

Все это порождает очень быстрый темп работы и реакции, в которые могут вписываться далеко не все.

  • SEO-специалист просто обязан хотя бы на базовом уровне разбираться в других областях интернет маркетинга: контекстной рекламе (PPC), продвижении в социальных сетях (SMM), контент-маркетинге и тому подобных
  • Еще недостатком (опять же — весьма условно) можно назвать необходимость общаться со специалистами, которые также задействованы в продвигаемом проекте — менеджерами, дизайнерами, верстальщиками, программистами и копирайтерами. Это очень тяжело для тех, у кого интровертивный характер. Но можно взглянуть на это с другой стороны — преодоление себя даст развитие коммуникативных навыков, которые, как известно, нужды везде и всюду

Как стать SEO-специалистом?

Вот три способа:

  1. Устроиться на официальную работу, пусть даже как стажер и работать «за опыт». Спустя некоторое время вы гарантированно сможете рассчитывать на адекватную ЗП, так как накопите необходимые знания
  2. Самообразование и работа на фрилансе. В сети масса профильных статей, видео, подкастов и книг, которые помогут разобраться в SEO и найти клиентов, которые обращаются не в студии, а к частным специалистам, потому что это дешевле
  3. Прохождение курсов по SEO. Показываем этот способ отдельно, потому что он позволяет после успешного прохождения как стать фрилансером, так и устроиться уже как обученный человек работать в фирму — порой даже в ту, что проводила курсы. Часто посредством обучения компании приобретают себе сотрудников, от которых они знают, чего ожидать

Заключение

Надеемся, вы получили хотя бы минимальные представления о том, что представляет собой профессия SEO-специалиста. Мы также советуем ознакомиться с подборкой книг по SEO. Это поможет вам лучше понимать профессию и успешно в ней развиваться.

Содержание
Информация была полезна?
21 оценок, среднее: 4.87 из 5